О сайте    О компании    Тренинги    Работа 2.0    Все статьи    ТМ-книга    Поиск    Контакты   

+7 (495) 162 58 90     


События

Ближайшие открытые семинары:


19-20 сентября 2019 г.,
Мастер-класс Глеба Архангельского «Эффективный бизнесмен»
Получите программу и специальную цену: www.tminvest.ru


Афиша встреч Лиги «Время» в июле 2019 г.

Информация

Департамент информатизации ОАО РАО «ЕЭС России» благодарит компанию «Организация Времени» за успешно осуществленный проект внедрения тайм-менеджмента на базе Microsoft Outlook. Сотрудники и руководство Департамента отмечают более эффективное использование рабочего времени, за счет применения контекстного планирования... Прочитать...>>

Публикации

23.07.2008 Сергей Бехтерев. Тайм-менеджмент аутсорсинга.
Технологии тайм-менеджмента при передаче различных бизнес-процессов на аутсорсинг профессионалов.
 

Полезно


Хотите получать обновления по почте?
Подпишитесь на нашу рассылку! Рассылка включает в себя новсти и обновления нашего сайта и выходит раз в неделю. Хотите владеть последними публикациями в области ТМ – подпишитесь на рассылку...>>



Вынашивание текста

Ограниченный хаос мыслей

Инструментарий. Для начала стоит прочитать статью «Метод ограниченного хаоса», версия Professional (особое внимание разделу «Выращивание мыслей»), и заметку Олега Смирнова «Картотека нужна приличному человеку». Дальше все просто – заводите картотеку, или The Brain, или просто блокнотик, и начинаете заносить туда мысли, касающиеся темы.

Первая группа мыслей. Сперва попытайтесь поставить задачу, как это описано в разделе «Выбор темы заметки». Набросайте основные мысли, факты, и т.д. Заносите все это в соответствующее «место хаоса» (структурировать внутри, например по разделам заметки, вряд ли нужно – это скорее помешает творческому процессу, чем поможет).

В частности, может быть очень полезным написание экспромтом первого варианта текста заметки, если вы достаточно неленивый для этого человек. Польза в том, что одно дело просто накапливать мысли, другое дело – начать оформлять эти мысли в нечто целостное. Процесс оформления в целостность часто порождает много новых мыслей. «Облегченный вариант» того же действия – разбор, просмотр уже накопившихся карточек с мыслями. Сталкиваясь между собой, старые мысли порождают новые.

Особо отмечайте мысли, относящиеся к названию, началу, завершению и аннотации к заметке. Поскольку это наиболее важные ее элементы, обдумывать их содержание нужно на всем протяжении работы. Хотя окончательный вариант формулируется, естественно, в последнюю очередь.

Собирание самопоявляющихся мыслей. Ваш мозг – это кит, непрерывно пропускающий сквозь себя тонны воды ради килограммов планктона. Нужно сделать так, чтобы вы могли среди неважного для заметки планктона увидеть важный, отловить его и посадить в ваш ограниченный хаос. Как это сделать?

Применим метод структурирования внимания. Создайте соответствующую заметке напоминалку в зоне своего не слишком близкого внимания – например, где-нибудь на полях графика дел на неделю, так, чтобы хотя бы раз в несколько дней вспоминать о заметке. Благодаря такому нахождению этой задачи в поле вашего зрения вы не пропустите мыслей, фактов, цитат, которые могут пригодиться в процессе вынашивания и написания заметки. Записывайте все эти полезные «кусочки информации» и кладите в «место хаоса». Замечу, что в «месте хаоса» желательно создать избыток информации, чтобы при написании текста заметки было из чего выбирать. Даже те мысли, которые в заметку явно не войдут, могут пригодиться – порождая новые мысли при столкновении с соседями.

Содействие самопоявлению мыслей. Общий способ повышения эффективности «места хаоса» – пропускание через него большого количества информации. Вспомним синергетику: чтобы в хаосе что-то самоорганизовывалось, система должна быть открытой. В нашем конкретном случае это означает поиск информации, которая может навести вас на новые мысли по тематике заметки. Нота бене: не информации, которую вы включите в заметку, а информации, благодаря которой у вас родятся новые мысли по вопросу. Рефераты и компиляции, на мой взгляд, к творческим текстам не относятся, и уж во всяком случае на тайм-менеджерском сайте они не нужны. Хотя отдельные мысли, цифры, факты, приведенные в качестве иллюстрации, могут очень украсить заметку.

Далее, есть смысл разделить темы заметки на понятные для вас, в которых остается только оформить мысли, и проблемные, в которых нужно дополнительное исследование. Для проблемных тем можно наметить программу развития своих представлений. Первый наиболее естественный способ – поиск в интернете по подходящим ключевым словам. То, что вы найдете, вряд ли даст вам ответы на ваши вопросы, но может натолкнуть на полезные мысли. Есть смысл применить, естественно, и другие способы сбора дополнительной информации. Но нас в первую очередь интересует порождение собственных мыслей, поэтому дальше мы скажем о том, как можно активизировать свою творческую активность самостоятельно и с помощью окружающих.

Использование возможностей подсознания

Пока ваше сознание работает с одним объектом, предсознание – с семью-восемью, подсознание обрабатывает огромное количество информации. В частности, это может быть и та проблема, о которой вы хотите написать в своей заметке. Наиболее общий способ использования возможностей подсознания следующий: поработать какое-то время над проблемой, нагрузиться информацией по вопросу – и радикально переключиться на что-то другое. Например, позаниматься спортом, сознательно ни о чем не думая. Или просто пройтись по улице. Или заняться активной умственной (или эмоциональной, или духовной) работой в совершенно перпендикулярном направлении.

Поясним пользу этой «перпендикулярной» работы. Г.С.Альтшуллер в «Алгоритме изобретения» (М., 1973) приводит схему совершения научных открытий акад. Кедрова, объясняя роль научно-фантастической литературы в развитии творческого мышления изобретателя (мы даем схему в несколько упрощенном виде). В поисках решения задачи мысль человека движется от фактов к обобщениям, к выявлению некоторой закономерности. На этом пути как правило присутствует психологический барьер, связанный с прежними представлениями (обозначен небольшой вертикальной линией). Для преодоления барьера нужен трамплин ( Г ), в качестве которого обычно выступают случайные ассоциации, появляющиеся при пересечении линии а с другой линией мыслей b. Альтшуллер утверждает, что научно-фантастическая литература хорошо работает в качестве линии b при поиске технических решений. От себя добавлю: не только технических. Естественно, только хорошая НФЛ, типа Стругацких, Лема, Азимова – такая, в которой можно найти много нетривиальных ходов мысли и чувства, а не синхроциклоквазитроны с мегабластернавигаторами. Кроме того, для активизации мысли и снятия стереотипов в области менеджерской тематики может быть полезной литература, моделирующая политические, экономические, предпринимательские процессы («Основание» Азимова, «Обитаемый остров» Стругацких, антиутопии Оруэлла, Хаксли, Замятина, Ефремова, обе книги про Остапа Бендера, и т.д., и т.п.)

Еще одна важная задача переключения – дать подсознанию возможность переварить информацию, чтобы сознательный поиск решения не мешал подсознанию выдать ответ. Лучше всего вообще забыть о той проблеме, которая вас беспокоила, имея, впрочем, под рукой блокнотик для записи внезапно появляющихся (как правило, в самой неподходящей обстановке) мыслей.

Наиболее типичная ошибка здесь – позволить мозгу пережевывать одни и те же мысли, вновь и вновь пытатся решить проблему на уровне сознания. Эта «имитация бурной деятельности» мозга как правило довольно легко вычисляется. Она абсолютно неплодотворна (наоборот, ведет к усталости), поэтому с ней нужно бороться переключением внимания на другое дело.

Подобного же рода «делегирование» проблемы подсознанию действует на уровне больших интервалов времени – например, недели, месяца. Наиболее эффективны такие переключения для сложных проблем, в частности таких, как рождение имени для нового продукта, и т.п. Такого рода проблемы характеризуются особенно сильной «дискретностью» решения – его можно или видеть, или не видеть, но нельзя разбить проблему на кусочки и решать по частям. Подробнее о технологии решения этих проблем см. статью о непрожективном подходе. Здесь только заметим, что именно для такого рода проблем бывает удобна схема:

неделя активной работы над проблемой –> неделя переключения, забыли о проблеме –> родилось решение.

Использование интеллектуальных ресурсов окружающих

Трудно переоценить значение этого способа получения дополнительной информации и рождения новых мыслей. Привлекать других к решению собственных проблем, естественно, нужно грамотно. Например, если вы приходите на тайм-менеджерский форум и спрашиваете «Есть проблема: нет четких технологий расстановки приоритетов. Кто подскажет, что делать?» – вам может ответить только очень неленивый человек, страшно заинтересованный этой тематикой.

Правильная постановка подобных вопросов должна быть такой, чтобы другим было интересно включиться в дискуссию. Например:

«Задался я вопросом: как бы сочинить технологию расстановки приоритетов? Думаю, нужна табличка, с помощью которой можно оценить сравнительные доходы от каждого дела, например так-то и так-то. Но при этом непонятно, как можно сравнить величины такие-то и такие-то. Пробовал вот с этой стороны зайти, но что-то не вытанцовывается. Какие будут мысли по этому поводу? И еще: поделитесь опытом please, кто как приоритеты расставляет – все на автопилоте, или есть методики?»

Обратите внимание, что здесь задающий вопрос не перекладывает свою проблему на других, ожидая, что ему дадут готовое решение. Первый шаг он делает сам, не просто озвучивая проблему, но предлагая варианты решения. То есть работает не по схеме «Мне очень-очень надо, дайте пожалуйста!», а по схеме «Я делаю, пробую, грызу проблему так-то – помогите взглядом со стороны, свежей мыслью и пинком в нужном направлении».

Другой вариант – внести в вопрос некоторую провокационность. Помните, у Виктора Суворова в «Аквариуме» – вербуя инженера секретного завода, герой в беседе на вольные темы по какому-то поводу роняет: «Мне кажется, твердотопливные ракетные двигатели применяться никогда не будут». В результате пациент разражается лекцией на различные интимные для ракетной промышленности темы. В рукаве героя, естественно, спрятан микрофон. А теперь представьте, что герой поставил бы вопрос так: «Расскажи мне что-нибудь про ракетные двигатели?» Удивительно, но факт: большинство задаваемых на форумах вопросов ставится именно в такой форме. Вспоминается великолепный обмен постингами на ныне покойном форуме БКГ (цитирую по памяти, заглавные советские буквы обозначают порядковые номера участников):

А: Господа! Предлагаю обсудить тему факторинга!

Б: Зачем?

В: Хочет

Г: Класс!

Д: Наберите в Яндексе слово «факторинг» – он завалит вас ссылками.

Итого: не относитесь к местам дискуссий иждивенчески. Вносите свой вклад, и тогда получите ответное усилие участников. Вообще, тема эффективности коммуникации, ведения плодотворных дискуссий заслуживает отдельной заметки. Поэтому сейчас ограничимся сказанным о правильной постановке вопросов, а также ссылкой на переписку А.А.Любищева о культуре спора.

В завершение темы вынашивания мыслей замечу, что обеспечивать себе обратную связь окружающих – друзей, знакомых, тайм-менеджерского сообщества, полезно на всех этапах работы над заметкой. Причем как по отдельным мыслям или проблемам, так и по общей организации работы: в том ли направлении я движусь, насколько актуальным окажется то, что я делаю, итд.

<<..НазадДальше..>>

Узнать еще больше о тайм-менеджменте Вы сможете из книг Глеба Архангельского. Получить БЕСПЛАТНО!


Rambler's Top100

О сайте О компании Школа Работа 2.0 Все статьи Карта Поиск Контакты

© 2000 - 2012 Архангельский Г.А.

Правовая информация