О сайте    О компании    Тренинги    Работа 2.0    Все статьи    ТМ-книга    Поиск    Контакты   

+7 (495) 162 58 90     


События

Ближайшие открытые семинары:


27-28 мая 2021г.,
Мастер-класс Глеба Архангельского «Эффективный бизнесмен»
Получите программу и специальную цену: www.tminvest.ru


Афиша встреч Лиги «Время»

Информация

Департамент информатизации ОАО РАО «ЕЭС России» благодарит компанию «Организация Времени» за успешно осуществленный проект внедрения тайм-менеджмента на базе Microsoft Outlook. Сотрудники и руководство Департамента отмечают более эффективное использование рабочего времени, за счет применения контекстного планирования... Прочитать...>>

Публикации

07.07.08 Петр Садыков. Маленький блокнот и Большой План.
Примеры, упражнения и аналогии, которые применяются на ТМ тренингах.
 

Полезно


Все что вам нужно! Полный аннотированный каталог материалов сайта содержит краткое пояснение содержания материалов и ссылки на архивные версии для чтения оффлайн.
Каталог...>>



Дмитрий Литвак

Моя стратегия чтения

Количество книг, которые хочется прочитать, обычно превышает количество книг, которые физически возможно прочитать. Чтобы эффективно работать с возрастающими объемами информации, нужна некая система. Не могу сказать, что моя система чтения окончательно оформилась и функционирует без сбоев. Но, тем не менее, кое-чем поделюсь – в виде обзора последних трех лет, периода, когда система более-менее устоялась.

Прежде всего, несколько лет назад пришлось определиться со стратегией чтения. То есть, ответить самому себе на вопрос, каково соотношение тактических и стратегических выгод от времени, потраченного на чтение того или иного источника. Сразу же стало очевидным, что все источники информации делятся на три частично перекрывающиеся группы:

1. То, что привык читать.
2. То, что хочется прочитать.
3. То, что нужно прочитать.

Из привычного чтения – деловая пресса, новости в интернете – практически всё было оставлено без изменений. Основные журналы/газеты покупаются и читаются, сайты просматриваются. Жаль, конечно, что из года в год качество информации снижается, но оказалось совсем небесполезным сознательно снабжать себя ограниченной дозой информационного мусора. Однако новости по ТВ не смотрю – это будет уже перебор. Привычное чтение достаточно полно обеспечивает набор тактических выгод, таких как общая информированность о текущем моменте и так далее.

То, что хочется прочитать – это уже для души. То есть, в эту категорию попадает и специальная, и художественная литература, и публицистика. К счастью для меня, категории «хочется» и «нужно» в моем случае значительно совпадают, поэтому задача расстановки приоритетов достаточно проста. Однако есть существенное различие в сформировавшемся в последние два года механизме чтения, о котором дальше.

То, что нужно прочитать – то есть вот прямо сегодня – относится в основном к сфере профессиональных интересов. Но объем такого «принудительного» чтения достаточно мал. Снижения объема удается добиться путем задания самому себе вопроса: «Что из уже известного можно использовать для решения той проблемы, ради которой предполагается тратить время на чтение нового источника?». Как правильно заметил в форуме сайта www.improvement.ru Виталий Мануковский, очередная точка зрения очередного профессора вряд ли окажется стратегически полезной. С другой стороны, «знание немногих принципов компенсирует незнание многих фактов». То есть, малообъемное, но качественное чтение гораздо продуктивнее, если иметь в виду персональную стратегию.

В каких объемах читать

Да в любых. Если источник прошел проверку на стратегическую значимость – его объем не имеет значения. Однако возможна ситуация, когда, как пишет Анжела Ткачук, «читать и наполняться соответствующими знаниями нужно не откладывая на потом». Однако и в этом случае расход времени можно снизить через правило «немногих принципов». Если мы говорим о необходимости немедленного практического применения знаний, то... давайте спросим у попугая. Я имею в виду, что бездну времени можно сэкономить, если обратиться к дружественному специалисту и попросить о краткой консультации по принципиальным моментам. Неужто, если мне позвонит или напишет кто-либо из знакомых и спросит, что почитать по управлению рисками проекта, а проблема стоит такая, я откажу в получасовом разговоре? Мне получаса не жалко, да и любой человек хотя бы для поглаживания себя, любимого, по шерстке, согласится помочь. Главное – это чтобы вопрошающий соотнес мифические затраты ложного чувства собственной важности («да я сам круче всех, чего это я буду спрашивать») с абсолютно реальными затратами времени своей жизни.

Я неоднократно обращался к абсолютно незнакомым специалистам, особенно преподавателям институтов, с вопросом о том, какие, к примеру, книги по их теме они считают полезными для таких-то целей и такого-то уровня читателя. Уверяю, что когда с таким вопросом обращается практик, проблемой становится не как получить у специалиста информацию, а как сделать это менее чем за час. Начинается диалог со всеми вытекающими последствиями – в перспективе часто полезными для обеих сторон.

Что читать, как искать

Как искать то, что читать – вот это действительно вопрос вопросов. На самом деле, и многие подтверждают эту точку зрения, источники приходят сами, когда имеется понимание цели. Книжный шопинг – совершенно замечательный метод и получить представление о наличии книг, и регулярно пополнять библиотеку. То, что три четверти книг никогда не будут качественно прочитаны, не имеет значения. Нужны книго-пинарики, которые иногда просто листаются и генерируют новые мысли, нужны фундаментальные труды, служащие справочниками по какой-то теме и так далее.

Как читать

А вот это уже важно. Стратегически значимые источники читаю только под конспект, причем два-три в параллель. Это уже часть системы, которая устоялась в последний год. Как раз то, что я называю качественным чтением.

Рецепт качественного чтения:

Ингредиенты:

1. Книга

2. Тетрадь с листами на кольцах

3. Клеящиеся закладки (продаются такие – пластиковые, многократно клеящиеся и не оставляющие следов)

4. Ручка

5. Красно-синий карандаш (двусторонний, лучше – толстый).

Процесс:

Читаем книгу где угодно и когда угодно, однако отмечаем закладкой «Чтение» прогресс. Конспектируем книгу в удобном для этого месте, прогресс отмечаем закладкой «Конспект». В конспект я вношу:

1. Структуру книги, то есть главы, заголовки, подзаголовки со ссылкой на страницу оригинала, это удобно для быстрой навигации.

2. Основные принципы, которые изложены.

3. Термины и понятия. Выделяются красным карандашом.

4. Цитаты, которые не принципы, но будут интересны для последующего чтения конспекта. Очень полезно рисование схем – что из чего вытекает, что от чего зависит.

5. На отдельный лист – возникшие идеи.

6. На отдельный лист – вопросы к эксперту, с указанием номера страницы конспекта/источника, где возник вопрос. Если известны конкретные люди, которых предполагается слегка помучить – то разношу вопросы соответственно. О вопросах к эксперту нужно сказать особо. В процессе формирования системы чтения четко проявилась важность отслеживания полноты понимания текста. Я хочу сказать, что при качественном чтении в прочитанном тексте не должно оставаться неясностей – ни терминологических, ни концептуальных. Каждое пропущенное слово с неясным смыслом – боец диверсионной группы в вашем тылу. Если решено, что некий источник стратегически важен и к нему применяется качественное чтение – то делаться это должно качественно на все сто процентов.

Все листы конспекта нумеруются, я лично нумерую только нечетные, «внешние». Нумерация очень удобна для быстрого поиска контекста, в котором возник вопрос к эксперту.

Это только выглядит сложным, на самом деле всё очень просто и быстро, а главное – экономится время. По такой схеме очень легко работать с несколькими источниками одновременно – конспект хранит историю изучения книги, время на погружение в работу равно времени просмотра конспекта. В последующем конспект становится фантастическим тайм-экономайзером, когда нужно какую-либо тему освежить в памяти.

Может возникнуть вопрос: почему конспект бумажный, а не электронный? В принципе, можно было бы делать конспект с клавиатуры, вначале такие попытки у меня были. Однако ни сам процесс, ни результат не понравились. Так как скорость печати в разы превосходит скорость писания от руки, то появляется соблазн не сознательно работать с источником, а просто выписывать интересные места. Второй минус заключается в сложности использования «быстрой графики» – то есть, мгновенных зарисовок, связывания смысловыми линями элементов текста. Часто изучаемые источники предполагают необходимость каких-либо расчетов и в бумажном конспекте их можно делать «не отходя от кассы». Впоследствии они служат отличными «якорями» вспоминания.

Механизм качественного чтения позволяет получить ряд полезных побочных эффектов. Например, совершенно понятно, что изучение, точнее – понимание – источника не обходится без ошибок. То есть совершенно не факт, что точка зрения автора источника воспринята адекватно. Чем дальше мы вгрызаемся в тему, тем больше понимаем картину мира автора. Если ваша деятельность связана не только с извлечением, но и с передачей знаний, то повторная проработка конспекта позволяет смоделировать процесс того, как можно было бы наиболее эффективно полученные знания передать кому-либо другому. Если вспомнить рассмотренную выше ситуацию «давайте спросим у попугая», то ответ на вопрос «Что бы почитать о...?» будет состоять из двух частей: «Почитай такую-то вещь, но имей в виду, что, на мой взгляд, когда автор говорит о том-то – то имеет в виду то-то, я сразу не понял, но после разобрался».

Рецепт быстрого тематического чтения

Применяю тогда, когда нужно прочитать, например, подборку статей для решения определенной проблемы. Очень важно, чтобы была ясна цель этого чтения.

Ингредиенты:

0. Цель

1. Источник

2. Листы бумаги А4

3. Ручка

4. Красно-синий карандаш.

Процесс:

1. Записать задачу, которая решается посредством чтения данного источника.

2. Читать, выписывая те моменты, которые имеют отношение к задаче, а также возникающие мысли и вопросы.

3. Мысли отмечаются на полях знаком !=>, вопросы – знаком ?=>.

4. Ключевые мысли выделяются красным карандашом, заслуживающие внимания – синим.

У меня результатом такого процесса является быстрый «въезд в тему», набор вопросов, имеющих отношение исключительно к решаемой задаче и комплект идей. На финише – листочки под степлер, а потом в папочку «Прочитано». Важным моментом является сознательный отказ от цепляния за сопутствующие, но не имеющие отношения к задаче интересности. То есть, текст просеивается через мелкое сито поставленной задачи.

Итого

Процесс чтения должен быть сознательным, эффективным, создающим на выходе объективно полезный продукт, в том числе и для повторного использования. Если на качественное чтение нет времени – значит, нужно что-то менять в своей жизни. Но здесь важно не переусердствовать. Как оценить стратегическую значимость перечитывания в восьмой раз «Евгения Онегина»? Тоже ведь затраты времени, и немалые... Тут, наверное, каждый решает для себя. Но если вдруг в какой-то момент вы почувствуете, что есть выбор между листанием томика Пушкина и погружением в качественное чтение очередного ну очень стратегически значимого фолианта, то выбирайте Пушкина. Поверьте, не пожалеете ни в тот же день, ни годы спустя.

Дмитрий Литвак,
2003, январь.
dlitvak@improvement.ru

Обсудить на форуме...>>

Читайте также:

Самопрезентация автора заметки

Олег Смирнов Картотека нужна приличному человеку

Узнать еще больше о тайм-менеджменте Вы сможете из книг Глеба Архангельского. Получить БЕСПЛАТНО!


Rambler's Top100

О сайте О компании Школа Работа 2.0 Все статьи Карта Поиск Контакты

© 2000 - 2012 Архангельский Г.А.

Правовая информация