Основные вехи визита
Первый день, четверг 04.04.2002, прошел в основном в культурных мероприятиях. Должен выразить глубокую благодарность директору AMG Эдуарду Эдокову и директору информационно-аналитического центра «Байт-Информ» Елене Набатовой, благодаря которым визит прошел практически идеально гладко и заботливым вниманием которых я был непрерывно окружен. В такой обстановке и не захочешь, а все равно иначе как наилучшим образом не сработаешь.
|
ТМ-предводитель у
Вознесенского кафедрального собора
[Терпеть не могу жанр «Василий
Пупкин и... (Капитолий, Пизанская башня...)&rquo;,
но исторический визит требовал
запечатления. Погода была серенькая,
качество сообразное.] |
Итак, культурные мероприятия. Достопримечательности Алма-Аты, поездка в горы, в Медеу (до Чимбулака, где незадолго до того Путин катался на горных лыжах, к сожалению не доехали), исполнение обычных туристских сувенирно-фотографических ритуалов, задавание обычных для непосвященного туриста вопросов экскурсоводу все это нет смысла описывать подробно. Скажу лишь, что горы действительно потрясающе красивые, и воздух там необыкновенно упоительный.
Затем небольшая фокус-группа по будущему корпоративному семинару для топ-менеджеров Народного банка Казахстана, уточнение задач, презентация программы семинара, расстановка акцентов исходя из запросов клиента. И назад, в санаторий, читать о Рахманинове и смотреть на горы. Пожалуй, кроме Рахманинова только Глазунов в своей музыке мог передать все величие такой картины
Пятница-суббота. Открытый семинар. Первое активное вторжение ТМ-бациллы в Казахстан состоялось там же, в Алатау, в одном из небольших конференц-залов санатория. Хотя плата за участие в семинаре для Казахстана была достаточно высока (около $250 с человека в пересчете с теньге), число участников было близко к моему обычному пределу (12 чел). Состав участников: чуть меньше половины топ-менеджеры, чуть больше половины менеджеры среднего звена. По отраслям фармацевтика, телекоммуникации, розничная торговля продуктами питания, рекрутингово-тренинговый и консалтинговый бизнес.
Тайм-менеджерскую часть семинара отличало особое внимание участников к теме корпоративного применения ТМ. С самого начала, при постановке целей на семинар, многие участники выразили желание вынести что-то о том, как обучить управлению временем своих подчиненных, как сделать соответствующие методы частью корпоративной культуры, и т.п. Кроме того, на семинаре впервые достаточно громко заявил о себе ряд идей, заслуживающих отдельного описания это будет сделано в следующих разделах.
Через вторую, тризовскую часть семинара красной нитью прошла тема «о пользе бредовых идей для развития фирмы», как оказалось, неплохо стыкующаяся с тайм-менеджерскими темами «творческой лени» и «здорового пофигизма». Были разобраны с помощью тризовского инструментария следующие практические задачи участников:
- Фармацевтика. Концентрировать или расширять ассортимент? Кроме ТРИЗ, мы применяли здесь некоторые инструменты системного анализа.
- Кадровый консалтинг. Как усидеть на двух стульях и сочетать эффективное и надежное старое направление деятельности с ненадежным, но новым и перспективным?
- Привлечение рекламодателей. Как сделать это по возможности без больших затрат ресурсов, особенно когда рекламодатели упорно не хотят привлекаться?
- Элитный универмаг. Как сохранить репутацию поставщика продуктов высочайшего качества, и при этом привлечь «средний класс», опасающийся слова «V.I.P.»?
Как первый, тайм-менеджерский, так и второй, тризовский, дни семинара получили достаточно высокие оценки и положительные отзывы в анкетах. Кроме того, очень содержательным было общение во время обедов и кофе-брейков. Наконец, о реакции участников свидетельствует заказанный одним из них корпоративный семинар, который был проведен на следующий день (взамен предполагавшегося воскресного отдыха нелегка тайм-менеджерская доля
:-)
Воскресенье. Корпоративный семинар: Интерфуд Медикус-центр. Поскольку мероприятие это случилось спонтанно, постановку задач и прояснение потребностей пришлось осуществлять прямо по ходу дела. Поэтому семинар получился «два в одном» начали анализом потребностей фирмы с помощью тризовского инструментария (прогнали через системный оператор, посмотрели динамику развития с помощью S-кривых), а завершили небольшим тайм-менеджерским блоком, поскольку тема личного времени также вызвала большой интерес. В целом структура семинара получилась необычной, но достаточно органичной.
|
Прибытие ТМ-предводителя к главной алма-атинской мечети
[Вот тут меня особенно подмывало на политбюрошные аналогии...
Двери почтительно открывает Eduard FOXX... :-) Кстати, фоторепортаж о семинаре
тоже будет, но в разделе отзывов участников.] |
В воскресенье вечером ТМ-предводитель был из ведомства Эдуарда Эдокова передан в ведомство Елены Набатовой, переселен из Алатау в гостиницу Алматы (с видом на оперный театр подгадали моей музыкальной душе :-) и отведен в ресторан из соображений как ужина, так и культурной программы. Названий экзотических казахских блюд не перечисляю, т.к. организаторы затребованную бумажку с оными не написали, но могу смело рекомендовать уважаемым читателям кумыс, сиречь кобылье молоко (изъясняясь по-нашему: кефир кефиром, но слегка алкогольный и благодаря этому очень вкусный). В такого рода ресторанных посиделках проходили и остальные вечера, но поскольку люди собрались тайм-менеджерские, времени зря не теряли и обсудили много
полезных вещей касаемо продвижения в Казахстан ТМ-бациллы, новейших течений в стратегическом менеджменте, тризовских технологий и как с их помощью утереть нос буржуям, причем во всепланетном масштабе, и т.д., и т.п.
Понедельник-вторник. Корпоративный семинар: Народный банк Казахстана. Для начала заметим, что Народный банк это бывший Сбербанк, переставший быть государственным, но оставшийся крупнейшим. Поэтому успех этого корпоративного семинара можно считать важнейшим в общей картине поездки.
Семинар проводился для директоров департаментов банка и их заместителей. К сожалению, семинар проводился в рабочее время, и поэтому, во-первых, был ужат по времени почти в полтора раза, а во-вторых не всем желающим удалось его посетить. Несмотря на эти неблагоприятные моменты, в целом семинар удался и получил достаточно высокую (с учетом традиционной скептичности и сдержанности топ-менеджеров) оценку в анкетах. Отметим, что еще больший, чем на открытом семинаре, интерес вызвали темы «роль личного времени сотрудников в корпоративной
эффективности», «как обучить сотрудников тайм-менеджменту», «как корпоративные стандарты позволяют повысить личную эффективность», и т.п.
Второй день, тризовский, также был достаточно удачен. Вдохновленный еще одной, бывшей непосредственно перед семинаром, поездкой в горы, ТМ-предводитель увлеченно вещал о пользе лени для развития человечества, и, кажется, нашел отклик в сердцах слушателей. Здесь среди прочего активно заявила о себе тема анекдотов как стимула для поиска нетривиальных решений бизнес-задач. В завершение участники получили по две толстых раздатки, тайм-менеджерскую и тризовскую, которые, надеюсь, сыграют свою роль в распространении ТМ-бациллы по одному из важнейших банков Казахстана.
Во вторник вечером были переговоры с генеральным директором одной из казахстанских фирм по поводу различных корпоративных решений (тайм-менеджерских и не только), затем прощальный обед с шампанским в еще одном алма-атинском ресторане
И наконец, в среду утром ТМ-предводитель вылетел из Алма-Аты в Москву. Честно говоря, безумно не хотелось покидать приветливую страну и хороших людей, с которыми в ней удалось познакомиться. В утешение на прощание природа порадовала великолепной погодой и видом освещенных солнцем величественных горных вершин из окна самолета
Узнать еще больше о тайм-менеджменте Вы сможете из книг Глеба Архангельского. Получить БЕСПЛАТНО!