7. О планах и прогнозах, как игре в «тотализатор»
Что касается целевых и прогнозных результатов, то идея эта пришла к нам позже, уже во время учебы. Всем известно, что дети не хотят, чтобы их учителя вызывали к доске отвечать урок. Кто не помнит своих школьных ощущений в момент, когда учитель говорит заветные слова: «А сейчас к доске пойдет...» и смотрит в журнал. Так и хотелось спрятаться под парту. И таким образом вызов к доске воспринимался не как возможность продвинуться, а как неудача, на которую надо как-то отреагировать.
А что если изменить к этому отношение? Если ребенок хочет получать хорошие оценки, то почему бы ему самому не взять инициативу в свои руки, и не вызваться отвечать самому, предварительно особенно хорошо подготовив именно этот урок. Здесь важна операция по выбору приоритетов, «направления главного удара»: учим все уроки, но особенно готовим тот, в котором завтра хотим достичь успеха. И в момент опроса стараемся не «спрятаться», а вызваться, чтобы труд даром-то не пропал.
Такая стратегия позволит всегда бежать на шаг впереди учителя, а не отвечать на его вызовы, не будучи уверенным в себе. Именно эти уроки и считаем целевыми, и планируем подготовиться к ним лучше других, и решаемся вызваться, взять на себя ответственность за результаты «выступления». Такую стратегию мы и называем активным планированием, т.е. планированием, результат которого зависит от ребенка.
Конечно, при выполнении плана (получении планируемой оценки) Полинка зарабатывает плюсики. За запланированную и полученную пятерку - два плюсика. За запланированную и полученную четверку - один. При запланированной четверке и полученной пятерке - все равно один: перевыполнение плана есть частный случай его нарушения, а заниженная планка - признак неуверенности. А вот при запланированной пятерке и полученной четверке - ни одного: план не выполнен. Риск должен быть обязательно при любом планировании.
Кроме планирования, мы ввели и прогнозирование результатов. Оно относится к разного рода внеплановым опросам, контрольным работам. В отличие от планирования, прогнозируемый результат не зависит уже от воли прогнозиста. Он скорее, выявляет объективность самооценки. Если удается точно спрогнозировать будущую оценку, то Полинка получает 2 или 1 плюсик, в зависимости от того, пятерка это была или четверка. Цель прогнозирования: приучить (не столько научить, сколько приучить!) прогнозировать последствия своих действий.
Полька, к нашему удивлению, тоже подхватила эту игру и быстро разобралась с тонкостями различия между прогнозом и планом. Кстати, моя консультационная практика показывает, что не всякий директор различает эти понятия...
8. Отчеты. Хронометраж в 7 лет?
Теперь от планов перейдем к отчетам. Именно на их основании должны выставляться плюсики и минусики.
Сразу пришлось забраковать ТМ-хронометраж с пятиминутными интервалами и прочими точностями. Ребенок еще не просто не чувствует времени, но и к часам-то не привык пока (хотя часы уже носит). Детские отчетные формы достаточно сильно отличаются от взрослых. Из существенных отличий хотел бы отметить следующие.
Во-первых, в поле отчета наряду с полями, заполняемыми ребенком, должны быть поля, заполняемые родителями. Во взрослом отчете такого не представишь. Собственно родительские поля заполняются при выставлении плюсиков или минусиков. Детский тайм-шит, на мой взгляд, в принципе должен содержать родительскую часть. И итоговая оценка дня также выставляется родителями.
Во-вторых, мы включили поле «Доброе дело». Если доброго дела не было, пустота этого поля напомнит о том, что день прожит не «полностью», немножко «впустую».
В-третьих, мы включили поле «Главное событие дня». Здесь важны не столько оценки, выставляемые родителями, сколько выработка ПРИВЫЧКИ ребенка и родителей ВМЕСТЕ вспоминать и оценивать прожитый день, выделяя ГЛАВНОЕ. Именно обсуждая вопросы о том, что же ГЛАВНОЕ, мы движемся в перед, мы мыслью крепимся к ГЛАВНЫМ вопросам. Если хотя бы 10 - 15 минут в день думать о ГЛАВНОМ, это будет очень большой личный прогресс, мы так думаем.
В-четвертых, мы выделили специальное поле для подведения итогов недели. В этом поле мы выделяем «главное событие недели», «доброе дело недели», «самое большое спасибо Полинке от родителей» и «самое большое замечание», а также поля «Что думает Полинка?» по поводу выполнения ею недельного плана и «Что думают родители?» по тому же поводу. Там же мы сводим воедино все оценки дней и выставляем итоговую оценку за неделю, влияющую на прибавку или штраф к базовой еженедельной «стипендии» Полинки.
Из «взрослых» атрибутов хронометража я оставил «временную линейку», позволяющую отмечать на ней номера дел, которые записываются затем в отчет. Поскольку номеров дел совсем немного (учеба, игры, сон, еда и еще несколько), то это не составляет труда. Здесь важно не столько получить результат хронометража, сколько ввести его в привычку и продемонстрировать насколько малозатратным по времени он может быть. Это работа на будущее.
Пример отчета см. в Приложении 2.
После двух месяцев заполнения отдельных еженедельных формочек - плановой и отчетной, Ольга сделала рацпредложение, позволяющее вместить плановую и отчетную форму на один лист. Ключ этого рацпредложения в том, что временная линейка помещается вертикально в середине поля дня. Слева от линейки размещается план, справа - отчет. Такая компоновка позволит разместить на одном листе дневные и недельные планы и отчеты. В настоящее время эти формочки находятся в стадии разработки. Читателям предлагается проявить собственные дизайнерские способности.
9. Сколько?
Читатель, наверное, уже устал, ожидая ответа на вопрос о том, как же определялась базовая величина суммы «стипендии».
Расскажем. Мы просто предложили Полинке самой назвать эту сумму. И этот ангельский ребенок назвал: 10 рублей в неделю. Мы, честно говоря, рассчитывали никак не меньше, чем на 50 рублей. Ее подруги получают еще больше. В связи со столь скромными запросами мы написали в правилах, что возможен пересмотр суммы в сторону повышения.
Что касается значения плюсика или минусика, то его вес равен 10% от базовой величины.
10. Первые наблюдения
Мы с удивлением отмечаем, что эти правила вызвали подъем энтузиазма у дочки. Она сама помнит, что нужно заполнять планы и отчеты, и даже старается это сделать в ущерб домашнему заданию. В первое время с интересом докладывала нам, сколько у нее накопилось в копилке. С устным счетом стало полегче.
Видим и минусы. Временами возникает желание «приписать» плюсик за незначительные дела. Однажды она пришла ко мне с таким предложением. Я спросил ее, как она на самом деле считает, заслуживает ли ее просьба плюсика. Она ответила честно, что нет. Тогда мне не осталось ничего иного, как продолжить задавать вопросы: не считает ли она, что ее просьба ко мне - это попытка завысить себе оценку. Она согласилась, что выходит так. Тогда не считает ли она, что сама эта попытка завысить себе оценку заслуживает минусика? Она СПОКОЙНО согласилась и с этим. После чего без всяких обид уменьшила себе оценку дня на один балл, чем немало удивила меня. Именно спокойствие, с которым она потеряла очко, вселяет оптимизм. Значит для нее важен процесс, игра, соблюдение правил, справедливость, а не «результат», не деньги. Правда, и я в этом разговоре не проявлял никакого возмущения или раздражения. Просто разговаривали, как будто разбирали чужую игру в шахматы.
Возникают трудности и с определением «Главного события дня» (ГСД). Если оно не было определено в тот же день, то через день и более ребенку очень трудно восстановить ГСД самостоятельно.
Иногда случаются очень интенсивные по загрузке недели, когда у ребенка не остается просто физически ни времени, ни сил заполнять планы-отчеты. Так случилось, когда мы возили ее на вечерний курс массажа. В ту неделю Полинка даже отказалась от «базовой стипендии» и сама попросила: «Хочу отдохнуть от планирования».
11. Заключение.
Каков сухой остаток?
Во-первых, ловите инициативу ребенка. Он должен первым проявить свое хотение.
Во-вторых, импровизируйте, придумывайте игру, а не «воспитательный процесс». Одно из основных отличий первой от второго в том, что ребенок понимает: игру он может прекратить в любой момент, а «воспитательный процесс» - нет. И еще: в игре ребенок может потребовать от родителя соблюдать правила игры, а в «воспитательном процессе» - нет (там правила с ребенком не согласовываются).
В-третьих, не бойтесь фиксации планов и результатов. Это не «бумажки», а то твердое, что «не вырубишь топором».
В-четвертых, занятые папы, впишите в свои с ребенком органайзеры время, которое вы проводите вместе. Хотя бы для обсуждения «главного события дня».
12. Благодарности
Эта заметка не появилась бы, если бы не пинательные усилия со стороны Глеба Архангельского и других участников ТМ-сообщества, которым показалось интересным мое сообщение 26.10.02 на октябрьской ТМ-встрече. Там я рассказал об опыте ТМ-игры со своей 7-летней дочкой. Из этого рассказа и выросла заметка.
Я также благодарю свою жену Ольгу за помощь и ценные замечания как в разработке и применении описанных здесь приемов, так и в процессе подготовки этой заметки.
Все, что изложено в этой заметке, не претендует ни на научную обоснованность, ни на «пропаганду передового опыта». Все это - чистая импровизация, которая может закончиться в любой момент, как только ребенку наскучит играть в эту игру, и дочка об этом знает.
Я буду благодарен за обратную связь и рассказ о вашем собственном опыте обучения детей этому жизненно важному умению - находить общий язык с Временем.
Виталий Королев,
25.11.02.
Контакт: incon@improvement.ru
Читайте также:
Самопрезентация автора заметки
Ирина Гаврилова Исполнение желаний
Узнать еще больше о тайм-менеджменте Вы сможете из книг Глеба Архангельского. Получить БЕСПЛАТНО!