26 мая 2009 года
В прошлом выпуске блога я обосновал "зачем" – теперь пора заняться "как". Итак, как приучать деловых партнеров к "Скайпу" или даже шире - к удаленной коммуникации?
Мой месяц экспериментов на себе, клиентах и партнерах показывает, что это вполне возможно, не страшно, не больно и действительно позволяет:
- повысить меру "дистанционности" работы;
- не потерять при этом её качества;
- радикально снизить расходы времени на поездки.
Более простой является задача "дистанцирования" коммуникации при работе с клиентами в родном городе (в моем случае, в Москве). Вот некоторые приёмы, которые сложились в практике:
- На первой "живой" встрече с клиентом или деловым партнером я сразу оговариваю возможность дальнейшего общения в удалённом формате, как правило, никаких сложностей или отторжения это не вызывает. Следующая встреча сразу планируется с приставкой "скайп".
- Общение с клиентом (первую "живую" встречу) начинают мои сотрудники, которые сразу оговаривают возможность удаленного формата общения со мной.
При работе с другими городами, в общем-то, аналогично, только роль первой "живой" встречи играет семинар или конференция, на которой было завязано первое знакомство.
Если люди пугаются идеи удалённого общения, есть два простых варианта действия:
- Попросить контакт ИТ-директора, системного администратора или аналогичного сотрудника компании; он настраивает рабочее место с веб-камерой и "Скайпом" и организует онлайн-встречу со стороны клиента.
- Проводить встречу через Вебинар.ру, тогда мы объясняем клиенту, что "вам нужно будет просто кликнуть ссылку в браузере, на экране вы увидите нашего консультанта и его рабочий стол" – эмоционально это воспринять проще, чем "Скайп", который специально надо устанавливать и т.д.
Самое любопытное вот в чём. У меня нередко бывали ситуации технических сбоев, когда видеосвязь не работала с обеих сторон, и наш разговор с клиентом по "Скайпу" или через Вебинар превращался, по сути, в телефонный. Но я чувствую, что если бы он сразу был спланирован как телефонный созвон, ни у меня, ни у клиентов не было бы того ощущения "включённости", вовлечённости, как при онлайн-встрече, пусть даже от всей "онлайновости" в ней остался только голос. Не знаю, в чём тут причина, возможно, в большей "подготовленности" такой встречи, её жестком планировании в графике (телефонный разговор редко так жестко планируют, разве что у президентов). Во всяком случае, ощущение плотности контакта выше.
В заключение прошу читателей квалифицированно покритиковать "Скайп" и назвать альтернативные решения, если таковые есть, особенно если вы пользуетесь ими сами. Это можно сделать в комментариях к блогу или письмом на info@improvement.ru
Личный опыт
За прошедшую неделю впервые "удалённо" выступил на конференции в Красноярске. Ради получасового выступления лететь и тратить сутки, несомненно, не стал бы. При этом за счет поясной разницы во времени смог провести выступление в день, полностью занятый корпоративным тренингом (выступление было в 8.00 по Москве). Если бы выступление было в Москве, пришлось бы что-то одно отменять, или выступление, или тренинг, а так удалось совместить. Кстати, более свободная "комбинаторика" разных процессов за счет разницы часовых поясов – интересная возможность Работы 2.0, которую нужно будет развить. Наблюдение: достаточно тяжело выступать "в камеру", нужно просить если не видеосигнала с той стороны, то хотя бы одну-две фотографии зала, чтобы представлять людей, перед которыми выступаешь.
Напомню, кстати, о семинаре "Тайм-менеджмент для первых лиц", который впервые пройдет в онлайне 11 июня (четверг) с 11.00 до 17.00 по Москве, подробности здесь, зарегистрироваться можно письмом на info@improvement.ru.