![]() |
О сайте![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ![]() |
![]() |
![]() |
|
||||||
|
![]() |
| |
![]() |
|
Ведомости
16 января 2003
Директору по маркетингу московского представительства компании SAP AG Гамиду Костоеву, как и всем менеджерам, часто приходится говорить людям «нет». Искусством отказа Костоев овладел еще во время работы в другой компании, Microsoft: предложения о покупке услуг в том числе заманчивые там сыпались на него каждый день. «Все считают, что Билл Гейтс богатый, и стремятся ему что-то продать», рассказывает он.
Знаменитый немецкий социолог и философ начала прошлого века Макс Шелер считал, что человек тем и отличается от животного, что может сказать твердое «нет» обстоятельствам. Для менеджеров это умение тем более важно. Поэтому кадровые компании и работодатели при подборе топ-менеджеров, как правило, тестируют их и на способность отказывать.
На поверку оказывается, что многие российские менеджеры имеют восточную привычку вместо внятного отказа говорить «я подумаю», «может быть» или «надо посоветоваться с советом директоров», считает исполнительный директор компании «RHR International/Экопси» Марк Розин. Люди, не владеющие искусством отказа, по словам Розина, чаще всего совершают следующие ошибки:
Чтобы говорить твердое «нет» было проще, специалисты в области конфликтологии предлагают использовать ряд особых приемов.
Предусмотреть последствия.
«Готовясь к переговорам, на которых будут обсуждаться предложения партнеров, стоит спрогнозировать и записать все последствия вашего отказа», рекомендует Дмитрий Маришкин, партнер консалтинговой компании ACM Professional Services. Этот совет касается прежде всего людей с податливым, мягким характером. «Надо заранее в красках представить, как переговоры будут сорваны и чем грозит такой исход. Тогда психологически легче будет сказать «нет», говорит Маришкин.
Сказать правду.
Марк Розин убежден, что в подавляющем большинстве случаев можно избежать резкого и невежливого отказа, который наверняка обидит собеседника. Если это важный партнер, главное сформулировать свое решение так, чтобы ни одна сторона в результате не пострадала. «Однажды мне позвонил директор компьютерной выставки и предложил поучаствовать в очередном форуме, уточнив, что мне выделено лучшее место», говорит Костоев.
Собеседник даже не предполагал, что Костоева это предложение может не заинтересовать. Он так и спросил: «Каким будет ваш положительный ответ? » Как ответить на это предложение, Костоев тогда не знал и честно раскрыл свои карты, cообщив, когда сможет дать ответ. «Никаких корпоративных тайн я не выдал, добавив, что он может поступать в интересах своего бизнеса, например продать мое место кому-нибудь другому». Благодаря открытому разговору между партнерами сохранились хорошие отношения.
Предложить альтернативу.
«Труднее всего отказывать человеку, который предлагает нечто очень дельное», делится опытом финансовый директор компании «Альпиндустрия» Владислав Горлов. Он рассказал, что как-то к нему пришел его подчиненный- бухгалтер с предложением исправить некоторые ошибки в компьютерной системе учета компании. «Я поблагодарил его за инициативу и не пожалел времени на объяснение того, что эта работа может занять около года и таких ресурсов у нас попросту нет», вспоминает Горлов. Вместе они разработали менее затратный по времени план, помогающий избегать этой ошибки в дальнейшем.
Учитывать культурные различия.
«Хотя мой совет и прозвучит как из учебника, но стоит поставить себя на место собеседника», говорит Гамид Костоев. В Москве и Туле отказ воспринимается по-разному, убежден Дмитрий Маришкин. «В столице более терпимо относятся к жесткому «нет», нежели в провинции, говорит он, и это стоит учитывать, когда ведешь переговоры с бизнесменами из регионов». По словам Маришкина, бизнес-культура в провинции ближе к восточной: вместо четкого «нет« они могут три раза сказать «мы подумаем», после чего до собеседника наконец-то доходит, что это отказ.
Вычислять тайм-киллеров.
Умение грамотно отказывать один из основных навыков в тайм-менеджменте. Непрошеные визитеры и работа, которую можно было бы не делать, для многих становятся основными пожирателями времени. К тому же, когда человек соглашается и ему приходится участвовать в том, в чем не очень хотелось, у него накапливается чувство досады, и это тоже разрушительно для отношений, предупреждает Розин.
«Это может быть больно, неприятно, жалко, но хирургия это всегда больно. Ведь если не отрежешь старое негде будет вырасти новому», говорит Глеб Архангельский, руководитель направления тайм-менеджмента компании «Включенное консультирование».
Не тянуть.
«Есть такой феномен: если человек должен отказать или сказать что-то негативное по телефону, он предпочитает просто не звонить. И отношения прерываются, что зачастую невыгодно обеим сторонам», говорит Розин. Если решение принято, стоит сразу же сказать «нет», не тянуть и не юлить, говорят специалисты.
На двух стульях.
Овладеть искусством отказа сложно, если не научиться разделять деловое и личное. Стоит обязательно показать, что вы понимаете собеседника и хотели бы ему помочь чисто по-человечески, и только потом объяснить, что как человек организации, загнанный в определенные рамки, вы не можете этого сделать, советует Розин. Специалисты «RHR International/Экопси» на своих тренингах учат людей общаться с собеседником с обеих позиций. Например, для этого для каждого из участников тренинга ставятся два стула. Сначала человек сидит на одном стуле и старается разговаривать с просителем «чисто по-человечески». Потом пересаживается на другой и объясняет ситуацию уже с деловой точки зрения.
Однако некоторым людям так и не удается овладеть искусством говорить «нет». Если это приобрело такие патологические черты, стоит обратиться к психологу-консультанту, который поможет докопаться до корней этого явления.
Опубликовано с разрешения
ТМ-клуб: январская встреча...>> | У ТМ-ПРЕДВОДИТЕЛЯ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ!...>> |