ГЛАВНАЯ ГЛАВНАЯ
дистанционное обучение - школа тайм менеджмента - тренинг по управлению временем О сайте О компании Тренинги Форум Все статьи Карта Поиск Контакты
+7 916 118 19 77
+7 919 764 60 72
info@improvement.ru
 
ГЛАВНАЯ КОНСАЛТИНГ ТМ-СООБЩЕСТВО ЛИЧНЫЙ ТМ БИЗНЕС-ТМ ИНКУБАТОР

События

Ближайшие открытые семинары:


30-31 мая 2019 г.,
Мастер-класс Глеба Архангельского «Эффективный бизнесмен»
Получите программу и специальную цену: www.tminvest.ru


Афиша встреч Лиги «Время» в мае 2019 г.

Информация

Департамент информатизации ОАО РАО «ЕЭС России» благодарит компанию «Организация Времени» за успешно осуществленный проект внедрения тайм-менеджмента на базе Microsoft Outlook. Сотрудники и руководство Департамента отмечают более эффективное использование рабочего времени, за счет применения контекстного планирования... Прочитать...>>

Публикации

28.04.08 Погорелов Юрий. Айсберг тайм-менеджмента: инструментальный подход.
Оотвечая на вопрос «как?» в тайм-менеджменте, человек приходит к вопросам «куда?» и «зачем?».

Елена Горелова

Искусство твердого «нет»

Предложения, от которых трудно отказаться

Ведомости
16 января 2003

Директору по маркетингу московского представительства компании SAP AG Гамиду Костоеву, как и всем менеджерам, часто приходится говорить людям «нет». Искусством отказа Костоев овладел еще во время работы в другой компании, Microsoft: предложения о покупке услуг – в том числе заманчивые – там сыпались на него каждый день. «Все считают, что Билл Гейтс богатый, и стремятся ему что-то продать», – рассказывает он.

Знаменитый немецкий социолог и философ начала прошлого века Макс Шелер считал, что человек тем и отличается от животного, что может сказать твердое «нет» обстоятельствам. Для менеджеров это умение тем более важно. Поэтому кадровые компании и работодатели при подборе топ-менеджеров, как правило, тестируют их и на способность отказывать.

На поверку оказывается, что многие российские менеджеры имеют восточную привычку вместо внятного отказа говорить «я подумаю», «может быть» или «надо посоветоваться с советом директоров», считает исполнительный директор компании «RHR International/Экопси» Марк Розин. Люди, не владеющие искусством отказа, по словам Розина, чаще всего совершают следующие ошибки:

Чтобы говорить твердое «нет» было проще, специалисты в области конфликтологии предлагают использовать ряд особых приемов.

Предусмотреть последствия.

«Готовясь к переговорам, на которых будут обсуждаться предложения партнеров, стоит спрогнозировать и записать все последствия вашего отказа», – рекомендует Дмитрий Маришкин, партнер консалтинговой компании ACM Professional Services. Этот совет касается прежде всего людей с податливым, мягким характером. «Надо заранее в красках представить, как переговоры будут сорваны и чем грозит такой исход. Тогда психологически легче будет сказать «нет», – говорит Маришкин.

Сказать правду.

Марк Розин убежден, что в подавляющем большинстве случаев можно избежать резкого и невежливого отказа, который наверняка обидит собеседника. Если это важный партнер, главное – сформулировать свое решение так, чтобы ни одна сторона в результате не пострадала. «Однажды мне позвонил директор компьютерной выставки и предложил поучаствовать в очередном форуме, уточнив, что мне выделено лучшее место», – говорит Костоев.

Собеседник даже не предполагал, что Костоева это предложение может не заинтересовать. Он так и спросил: «Каким будет ваш положительный ответ? » Как ответить на это предложение, Костоев тогда не знал и честно раскрыл свои карты, cообщив, когда сможет дать ответ. «Никаких корпоративных тайн я не выдал, добавив, что он может поступать в интересах своего бизнеса, например продать мое место кому-нибудь другому». Благодаря открытому разговору между партнерами сохранились хорошие отношения.

Предложить альтернативу.

«Труднее всего отказывать человеку, который предлагает нечто очень дельное», – делится опытом финансовый директор компании «Альпиндустрия» Владислав Горлов. Он рассказал, что как-то к нему пришел его подчиненный- бухгалтер с предложением исправить некоторые ошибки в компьютерной системе учета компании. «Я поблагодарил его за инициативу и не пожалел времени на объяснение того, что эта работа может занять около года и таких ресурсов у нас попросту нет», – вспоминает Горлов. Вместе они разработали менее затратный по времени план, помогающий избегать этой ошибки в дальнейшем.

Учитывать культурные различия.

«Хотя мой совет и прозвучит как из учебника, но стоит поставить себя на место собеседника», – говорит Гамид Костоев. В Москве и Туле отказ воспринимается по-разному, убежден Дмитрий Маришкин. «В столице более терпимо относятся к жесткому «нет», нежели в провинции, – говорит он, – и это стоит учитывать, когда ведешь переговоры с бизнесменами из регионов». По словам Маришкина, бизнес-культура в провинции ближе к восточной: вместо четкого «нет« они могут три раза сказать «мы подумаем», после чего до собеседника наконец-то доходит, что это отказ.

Вычислять тайм-киллеров.

Умение грамотно отказывать – один из основных навыков в тайм-менеджменте. Непрошеные визитеры и работа, которую можно было бы не делать, для многих становятся основными пожирателями времени. К тому же, когда человек соглашается и ему приходится участвовать в том, в чем не очень хотелось, у него накапливается чувство досады, и это тоже разрушительно для отношений, предупреждает Розин.

«Это может быть больно, неприятно, жалко, но хирургия – это всегда больно. Ведь если не отрежешь старое – негде будет вырасти новому», – говорит Глеб Архангельский, руководитель направления тайм-менеджмента компании «Включенное консультирование».

Не тянуть.

«Есть такой феномен: если человек должен отказать или сказать что-то негативное по телефону, он предпочитает просто не звонить. И отношения прерываются, что зачастую невыгодно обеим сторонам», – говорит Розин. Если решение принято, стоит сразу же сказать «нет», не тянуть и не юлить, говорят специалисты.

На двух стульях.

Овладеть искусством отказа сложно, если не научиться разделять деловое и личное. Стоит обязательно показать, что вы понимаете собеседника и хотели бы ему помочь чисто по-человечески, и только потом объяснить, что как человек организации, загнанный в определенные рамки, вы не можете этого сделать, советует Розин. Специалисты «RHR International/Экопси» на своих тренингах учат людей общаться с собеседником с обеих позиций. Например, для этого для каждого из участников тренинга ставятся два стула. Сначала человек сидит на одном стуле и старается разговаривать с просителем «чисто по-человечески». Потом пересаживается на другой и объясняет ситуацию уже с деловой точки зрения.

Однако некоторым людям так и не удается овладеть искусством говорить «нет». Если это приобрело такие патологические черты, стоит обратиться к психологу-консультанту, который поможет докопаться до корней этого явления.

Опубликовано с разрешения


ТМ-клуб: январская встреча...>> У ТМ-ПРЕДВОДИТЕЛЯ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ!...>>

Архив новостей

Узнать еще больше о тайм-менеджменте Вы сможете из книг Глеба Архангельского. Получить БЕСПЛАТНО!


Rambler's Top100

О сайте О компании Школа Работа 2.0 Все статьи Карта Поиск Контакты

© 2000 - 2012 Архангельский Г.А.

Правовая информация