О сайте О компании Тренинги Форум Все статьи Карта Поиск Контакты | ||
|
|||||||
|
|
Мозготренировка между делом
30 августа 2002
Еще сто лет назад биолог Фрэнсис Галтон, помешанный на всяческих измерениях, определял уровень интеллекта по силе рукопожатия и пропорциям тела. Тогда считалось, что умственные способности нельзя развить они неизменны так же, как цвет глаз или форма ушей. С тех пор представления о том, как люди становятся высоколобыми интеллектуалами, сильно изменились.
«Мне бы хотелось мыслить быстрее, ярче, увеличить «пропускные способности» мозга» с такими словами к Григорию Крамскому, директору психологического центра «Команда», обращаются довольно часто. Причем 90% таких пожеланий исходит от мужчин 25-45 лет, вполне успешных в карьере. По мнению психолога, повысить скорость и качество мыслительных процессов задача вполне реальная. При этом речь идет не о простом повышении уровня IQ, которого можно добиться многократным прохождением теста Айзенка. Ведь высокие результаты тестирования показывают порой посредственные люди, рассказал директор московской Школы рационального чтения Марат Зиганов.
При прочих равных сегодня более успешен тот, у кого выше скорость мышления. Самый благоприятный для мозга режим работы это 7-8 мыслей в секунду, тогда он меньше устает, заверяет Зиганов. «Именно с такой скоростью мелькают мыслеобразы во сне или во время чтения увлекательной книги», говорит он.
Зиганов предлагает упражнение для тренировки спринтерских возможностей интеллекта. Надо представить цепочку из десяти привычных действий. Например, вспомнить минувшее утро: услышал звонок будильника, проснулся, попытался нащупать тапочки, встал и т.д. Добавив образов и эмоций, нужно прокрутить эту цепочку еще 4-5 раз с ускорением. Делать упражнение стоит до тех пор, пока вся прокрутка займет полминуты. Если повторять эту гимнастику для ума время от времени, мыслить быстро станет привычкой. «Один недостаток человек начинает говорить так быстро, что окружающие не всегда успевают за ходом его мысли», смеется Зиганов.
52 ведущих психолога опубликовали в Wall Street Journal коллективное определение интеллекта. Они заявили, что популярные тесты на IQ не самый совершенный способ измерения умственных способностей, они скорее отражают результат обучения и социальное положение человека. Интеллект же понятие более многогранное, включающее способность к логическому и абстрактному мышлению, восприятию сложных идей, планированию, решению проблем, способность к быстрому обучению на чужом и собственном опыте.
Человек, компетентный в какой-либо области, показывает более высокие результаты в тестах, которые предметно ориентированы, считает Зиганов. Они выявляют профессиональный интеллект например, в области экономики, правоведения, химии, высоких технологий и проч. После обучения на курсе активизации мышления с акцентом на профессиональные навыки результат при сдаче теста улучшается на 20-80%, уверяет Зиганов. Причем у начинающих уровень профессионального IQ повышается больше, чем у опытных специалистов.
Директор Школы рационального чтения, где есть курс развития интеллекта, рассказал, какие именно умственные способности стремятся развить деловые люди. Юристы, к примеру, делают акцент на устных навыках, экономисты на письменных. Технари часто не умеют писать речи и отчеты, понятные непрофессионалам. Руководители хотят научиться управлять своим вниманием, быть более компетентными в профессиональных дебатах и беседах с подчиненными. «И еще один навык умение скрыть свою некомпетентность в каких-то областях интересует многих», говорит Зиганов.
Интеллект лучше развивать в команде, в стрессовой ситуации, считает игрок клуба «Что? Где? Когда?» и академический директор питерского «Эдукацентра» Елена Кисленкова. Для знатоков сама игра отличная тренировка, поясняет она. Привычка думать вслух и фонтанировать идеями очень полезный навык. Когда за минуту надо провести мозговой штурм и найти красивое решение проблемы, это дает уму настоящую закалку. «Приучаешься не пасовать, поясняет Кисленкова, если нужно, разбираться в непривычной теме, не важно какой от работы с деловыми документами до подключения бытовой техники». Главное правило, которого она придерживается, не говорить себе сразу «я этого не знаю», а проанализировать, что именно понятно и что нет, какая информация нужна для решения этой проблемы и где ее можно взять.
«Отгадывание кроссвордов и поглощение информации из словарей и энциклопедий не всегда приводит к качественным сдвигам», убеждена Кисленкова. Это тренирует только память и никак не затрагивает более тонких умственных способностей. Кисленкова, читая книги, мысленно маркирует информацию, отмечая, где бы она могла пригодиться. Она рассказала, что многие знатоки страстные игроки в бридж, преферанс и домино. По мнению специалистов, все эти игры, включая простенькое домино, развивают оперативную память, интуицию, способность к логическому мышлению и анализу.
Психолог Джой Гилфорд выделил 120 показателей умственных способностей, которыми обладают высоколобые интеллектуалы. Ученые из Чикагского университета ограничились описанием семи типов интеллекта: логико-математического, визуально-пространственного, телесно-двигательного, музыкально-ритмического, внутриличностного и межличностного. У разных людей преобладает один или два типа интеллекта. Однако специалисты рекомендуют не зацикливаться на том, чем природа одарил сполна. Например, человеку с сильной логикой стоит развивать пространственное, визуальное мышление. Для этого вовсе не обязательно становиться художником. Помогают пространственные игры вроде гольфа или городков.
Чтение классиков фантастики, моделирующих экономическую и политическую реальность, Айзека Азимова, братьев Стругацких считает чрезвычайно полезным занятием руководитель направления тайм-менеджмента фирмы «Включенное консультирование» Глеб Архангельский. «Такое чтиво вырабатывает способность находить сильные управленческие решения, говорит он. Фантастику полезно читать, предварительно загрузившись информацией по какой-нибудь рабочей проблеме, а после вернуться к ней и записывать приходящие в голову идеи».
«Очень полезное упражнение для ума формирование групп по признакам», рассказал Григорий Крамской. Каждый раз выбираются четыре разных предмета, например ручка, чашка, зажигалка и газета. Нужно четыре раза разделить предметы на две группы и объяснить, по каким признакам это сделано. Потом столько же раз выделить один из предметов и опять же объяснить. «Это упражнение расширяет границы восприятия, помогает образовывать новые связи между левым и правым полушарием головного мозга», уверяет Крамской.
Консультанту компании TopS Business Integrator Николаю Водолазскому поддерживать интеллект в тонусе помогает решение все более сложных математических и логических задач. «Мне здорово помогла подготовка к экзамену GMAT, уточняет он. После него я стал практически мгновенно анализировать любой текст на логические нестыковки, сделанные, но не предъявленные автором допущения и тому подобные ляпы». По его мнению, очень неплохой тренажер и индикатор развития интеллекта шахматы.
Хотя основной прирост IQ происходит в детстве, повысить свой умственный потенциал удается даже тем, кому больше 60, уверен Марат Зиганов. И главный психологический ресурс, который для этого потребуется, это вера в собственные силы.
Опубликовано с разрешения
<< События: Поздравляем Елену Набатову! |
«;Рекламные идеи»: ТМ-сообщники лидируют в |