О сайте    О компании    Тренинги    Форум    Все статьи    ТМ-книга    Поиск    Контакты   
                                       (495) 518 - 54 - 15     (495) 950 - 83 - 85   info@improvement.ru  
Список тем   Последние за: день   неделю   период   Поиск   Правила   Инструкции   Форматирование   Регистрация   Профиль   Модератор  

Как включить стратегическое мышление?

Форум сайта "Организация времени": Тайм-менеджерский форум: Как включить стратегическое мышление?
Вячеслав Слободчук 01 октября 2002 года, вторник, в 10:58:

Почему возникает и куда уходит «стратегическое мышление»?

Вчера зафиксировал некий феномен. Подходит ко мне сын и просит помочь решить задачу по геометрии. Учится он в 10-м классе неслабой школы, задача – тоже неслабая. Он, во-первых, как потом выяснилось, сделал один из ключевых кусков решения; во-вторых, знает массу необходимых для решения вещей (всякие теоремы синусов-косинусов, радиусы вписанных окружностей и проч.). Я ничего этого не знаю или не помню. Тем не менее, пять минут тупо смотрю на чертеж, рассеянно провожу несколько линий, почти машинально. В голове роятся десять вариантов дальнейших действий, чреватых успехом (а может и нет) и крутой тригонометрией. Что делать? Вдруг замечаю, что несколько линий на чертеже образуют квадрат, стороны которого ДОЛЖНЫ быть известны. Не знаю, откуда такая уверенность (сам я понятия не имею, как это можно вычислить), но совершенно убежден – уж такую-то фигню они просто обязаны были проходить. И действительно – в две минуты путь к решению был найден – хорошо, парень на лету все схватывает.

И тут я осознал, что разница между нами – в уровне мышления. Он мыслил тактически, на уровне нескольких десятков известных ему теорем и приемов. Я мыслил стратегически - на уровне того, что задача должна быть решаема в принципе (и решаема ребенком) и на уровне эстетики решения, что ли. Такое происходило много раз.
И тут же я осознал, что на работе мыслю на тактическом уровне. На уровне - знаю, как сделать эту задачу, и эту, и эту, как утешить этого клиента и привлечь того заказчика. Но у меня НЕ ВКЛЮЧАЕТСЯ мышление на уровне - ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ ВООБЩЕ, чтобы к концу года в корне изменить ситуацию.

Куда пропадает стратегическое мышление? Ведь оно у меня было?! Ведь могу! Должен ведь блистать не только в геометрии (которую, кстати, никогда не любил и не люблю до сих пор)?! Как его активировать?

Я бы так не переживал, но вчера совершенно отчетливо увидел – вот оно, было в руках и прекрасно работало. Почему сегодня я сижу за рабочим столом и, как мой сын, тупо копаюсь в ящике с инструментами, не понимая, как решить ВСЮ задачу?

Андрей Прокопов 01 октября 2002 года, вторник, в 11:35:

Да, я тоже неоднократно сталкивался с этой проблемой. Это как раз та ситуация, когда надо поднятся над задачей. Заметил, что в мозгу должно произойти какое-то переключение. Нередко на такое переключение меня сподвигает кажущаяся невозможность решения задачи в имеющемся контексте, иногда для переключения необходим внешний эмоциональный посыл заинтересованного в решении проблемы лица: "Да мне плевать КАК вы будете это делать! Мне нужен результат."
Теперь для переключения из режима "тактики" в режим "стратегии" я пользуюсь следующим мнемоническим ключом (короткая фраза с которой связан "сильный" образ или воспоминание):
"Если задача не решается, то мы меняем ее условия"

PS: Было бы очень интересно узнать пользуется ли кто-либо подобной системой "Ключей" и если да, то откуда ее взял и может ли дать ссылки на материалы по этой теме. Дело в том, что я позаимствовал идею "кодирования" из боевых искуств и просто несколько видоизменил для применения в иных обстоятельствах (изначально для следования этическим принципам, теперь вот внедряю в более прозаические области :-)).

Вячеслав Слободчук 01 октября 2002 года, вторник, в 12:16:

Если задача не решается, то мы меняем ее условия

"не решается" - здесь означает, что задача не имеет решения или что задача не хочет решаться?

Андрей Прокопов 01 октября 2002 года, вторник, в 12:27:

Пока задача не решена мы не можем знать решается она или нет - мы же не в школе :-)
Я считаю, что решение приведенного вопроса - это самостоятельная задача, которая в общем случае может и мешать решению исходной :-)

Виталий Мануковский 01 октября 2002 года, вторник, в 12:48:

Вячеслав, на мой взгляд, чтобы включилось стратегическое мышление, нужно иметь цель, существенно дальше (или больше), чем решение задачи.
Поясню.
Когда к Вам пришел сын, Вашей целью было не решить задачу, а помочь сыну, или, возможно, как можно быстрее помочь ему, чтобы не отвлекаться от своих дел.
Здесь и включилось стратегическое мышление.
Если у Вас есть цель больше (дальше), чем просто хорошо выполнять свою работу, то тогда Вы автоматически будете мыслить стратегически (почти стихи получились).
Ставьте цели на жизнь или дальше.

Андрей Ткачев 02 октября 2002 года, среда, в 09:43:

Ребята, зачем вы ходите вокруг да около известных вещей? Не знаю было ли это раньше, но после работ Архангельского Уже сказано. Возможно чуть расплывчато.
НАДцели стоят над целями. Стратегия над тактикой.
Невозможно находясь на 1 этаже пользоваться 2.
Чтоб думать стратегически надо подяться. Другого пути НЕТ. И обсуждать это нечего.
Способы подняться разные как люди -) от фразы до увольнения. Ключи и НЛП хорошо, но я предпочитаю (пока) более низменные, простые. Методики тем и хороши - бери и применяй Буквально, По шагам, Не задумываясь.
1. Не помню как в ТРИЗЕ называется картинка из 9 квадратов было-будет, под-надсистема. Системный оператор кажется
2. Серия наводящих вопросов "а "зачем" мне "это" надо?" Вячеслав, не пробовал? Попробуй поиграй. Вместо "Это" подставляешь существенный элемент из предыдущего вопроса, ну глагол соответственно. Потрясающе работает как вверх так и вниз.
3. просто сесть и подумав написать план на следующий год. Во время работы над ним ты естественно перейдешь в соответствующее состояние.

Только мне кажется не надо ВСЕГДА мыслить стратегически.
А причина его пропадания на работе - зашоренность. Смотри аналогия. Когда я был ребенком мы семьей и соседями! постоянно выходили на природу. нам для этого не нужны были большие зарплаты, машины. Сегодня люди (многие) не делают этого ссылаясь на отсутствие денег -), личного транспорта. Если вдуматься это отговорки. Они заведены быстро меняющейся, я б сказал бурлящей жизнью (электрический ток - течет медленно, а электроны носятся как угорелые). так и в деле. нельзя в суете мыслить стратегически. Нужно остановиться и высунуть голову "над толпой".

Анна Иванова 02 октября 2002 года, среда, в 11:41:

Поддержу Андрея Ткачева.
Здесь вопрос просто в переключении ролей и фокуса внимания. Когда мы дома, очень легко играть роль стратега, Большого Папы/Мамы, а на работе всё по-другому. Нужно усилие, чтобы посмотреть на ситуацию сверху и сбоку. "Нельзя решить проблему на том уровне мышления, на котором она возникла" (вольная интерпретация Эйнштейна).

Виталий, ты пишешь всё правильно, но нельзя всё время думать о "целях на жизнь и дальше". Чтобы понять, почему, например, неудачно прошли переговоры с клиентом, совсем необязательно погружать себя в экзистенциальные размышления типа "Тварь я дрожащая или право имею?" Так и шизануться недолго.
Кроме того, сомневаюсь я, что ты делаешь так, как пишешь.

Виталий Мануковский 02 октября 2002 года, среда, в 12:47:

Аня, я не говорю о том, что надо все время думать о целях. Надо их раз придумать и потом очень редко корректировать. А это как раз совсем не просто - понять, что тебе на самом деле нужно в этой жизни.
А иначе как ты поймешь, что переговоры прошли неудачно?

Анна Иванова 02 октября 2002 года, среда, в 13:10:

Виталий,
я твои пояснения принимаю, но хочу еще раз подчеркнуть, что по моему скромному мнению они (пояснения) вкупе с советом от 01 октября 2002 года, вторник, в 12:48
не имею никакого отношения к той проблеме, которую заявил Вячеслав.

Севрюгин Сергей 02 октября 2002 года, среда, в 14:34:

Всем привет.
Забавная ситуация получается. В разных ветках форума, в разное время возникает один и тот же вопрос: "Как понять, что тебе на самом деле нужно в этой жизни", или вопрос постановки жизненных целей. Все по-разному приходят к этому вопросу, но он по-прежнему остается не решенным.
При этом мне кажется, что всю аудиторию ТМ-сообщества можно разделить на 2 части: "целеопполагающие", и "целеищущие", ну или как-нибудь по-другому.
К сожалению я в настоящий момент не готов предложить что-нибудь дельное для решения, просто хотелось еще раз обозначить существование проблемы и отсутствие ее решения.
С уважением.

Виталий Мануковский 02 октября 2002 года, среда, в 14:41:

А я вот понял, что цели нельзя поставить.
Я говорю о целях жизненных.
Их можно только найти.
Причем только в себе, внутри.
Снаружи их нет, и поставить их ты, может, и поставишь, но либо не достигеншь, либо достигнешь и будешь страшно разочарован.
А жизнь уже прошла.

Андрей Прокопов 02 октября 2002 года, среда, в 14:45:

Виталий, а как ты различаешь найденные цели от поставленных? Интуитивно или у тебя есть четкие критерии?

Олег Волгин 02 октября 2002 года, среда, в 14:46:

Трудно обычно удержаться и не встревать в интересный разговор. Даже когда и не все в нем ясно. Вот и опять... Кстати, "истина рождается в споре" - это мало кто осознает и воспринимают как акт агресии. А еще древние философы большое значение придавали "диалогу", противопоставляя его монологу (не даю точной ссылки - книжку куда-то затерял).
Коснемся одной из составляющих обсуждаемой темы. Это только небольшая часть проблемы, но без частей нет и целого.
Извиняюсь за банальность, и не хочу обидеть студентов. НО.
Когда я перестал быть студентом, годиков этак через 1-2, мне стали доступны такие задачи, о которых и помыслить не мог раньше. Хотя знаний ничуть не прибавилось. А студенческие проблемы (задачи, теоремы,...) стали просто очевидными (приходилось помогать другим). Так же и школьники. Так же и дальше. Ну, во первых, конечно, знания "улеглись", систематизировались подсознанием. А во-вторых...? Тут больше вопросов чем ответов.
Пробовал ли студент посмотреть на вещи с точки зрения професора, или доцента, хотя бы? Кстати, професор видит больше. А академик, в среднем, еще больше.
Итак, психологическая установка, ролевые комплексы неполноценности или превосходства..., кругозор (широта знаний), "высота" точки обзора, наполненность абстрактных знаний конкретикой.
После тренировок в этих областях переход к надзадаче будет уже не пустым звуком. Именно тогда он заработает в полную силу.
Абстрактные знания с точки зрения практики - пустые, если под ними нет богатого опыта конкретности. Поэтому учение - свет.
Но и прыгнуть вверх иногда не вредно - можно увидеть нечто неожиданное. Вот вам и озарение. Прыжкам можно даже не без пользы тренироваться - тоже набор опыта.

- Рассуждения только намечены и неполны. Это не готовые мои знания, а только начало анализа. Ваши мнения - ...?

Виталий Мануковский 02 октября 2002 года, среда, в 15:20:

Андрею.
Я их не различаю.
Они просто несовместны.
Я сейчас нахожусь в поиске.
Хочу выяснить (хотя бы примерно) свое предназначение, то есть понять (а затем и создать) Дело своей жизни и им заниматься.
Единственным критерием Своего Дела являтся кайф, который дарит занятие этим Делом.
Так вот, поскольку твое предназначение - внутри тебя и никто другой не сможет его тебе найти, поэтому и цель (то самое Дело), нужно искать внутри себя.
А поставить?
Можно поставить цель - купить машину.
И достичь ее.
Но так как эта цель - внешняя, то ты никак не поймешь, способствует она выполнению твоего предназначения или нет, если не будешь знать свое предназначение.
То есть, все начинается с поиска цели внутри, а потом уже возможна именно _постановка_ целей в найденном направлении.

Андрей Ткачев 02 октября 2002 года, среда, в 15:51:

Виталий, у тебя кажется двое детей.
Ты как с ними живешь? А вчера? Какие они кстати?

Олегу Волгину.
И действительно. студент-профессор. А может это просто жизненный опыт? Ведь считается, чтобы сделать нечто особенное в области - мало читать специализированные книги - нужно художественную литературу. ИБО нужен кругозор. Вот и получается: пожил - обогатился. Кстати она (худ.литература) еще и переводит в состояние "легкости".
Естественно не рассматриваем алкашей и прочих румынов.

Андрей Прокопов 02 октября 2002 года, среда, в 16:08:

Виталий, а может не надо искать свое предназначение, а просто делать то, что считаешь правильным и нужным вопреки лени и обстоятельствам, и оно само найдется (предназначение). Твоя позиция очень похожа на ту, которая была у меня когда я уже не спал, но еще не шел (всего-то несколько месяцев назад - в апреле). Я по прежнему не вижу своего предназначения, но я Иду и получаю все больше и больше "кайфа".
Ты читал Паоло Коэльо? Если нет, то попробуй...

Виталий Мануковский 02 октября 2002 года, среда, в 16:12:

Андрею Ткачеву.
У меня точно двое детей.
Мальчик и мальчик.
Почти 5 и почти 1,5.
Живу я с ними по-разному, но весело.
И вчера примерно также.
Но честно говоря, не понял, в чем вопрос?

Виталий Мануковский 02 октября 2002 года, среда, в 16:23:

А. Прокопову
Я читал Коэльо.
А также Баха, который, можно сказать, меня сформировал.
И даже слегка Кастанеду.
И очень плотно - Курта Воннегута.
А предназначение, Андрей, и невозможно найти, стоя на месте.
Если лодка на берегу, бессмысленно вращать руль.
А вот если она плывет, тогда ты можешь направить ее, куда нужно.
Я давно не сплю (или же совсем не просыпался), но совсем недавно понял, что если нет цели, к которой я иду, то я не хозяин своей жизни.
Поэтому я и ищу.
На ходу.
Потому как, чтобы найти, нужно, во-первых, идти, и во-вторых, нести с собой вопрос: куда ты идешь.

Андрей Прокопов 02 октября 2002 года, среда, в 16:31:

Вопрос закрыт :-)
А я вот Воннегута не читал и даже не слышал о нем :-( Посоветуй что-нибудь наиболее яркое ( типа "Иллюзий...") Посмотрю, что за зверь.

Вячеслав Слободчук 03 октября 2002 года, четверг, в 00:48:

Есть гипотеза – как автоматически включать «стратегическое мышление».

(Возможно, при более детальном изучении эта автоматика окажется не столь проста).
Итак. В чем до сих пор состояла основная трудность? Чтобы начать мыслить стратегически, предлагалось выйти на уровень надцели. В принципе, правильно. Но лично для меня такой выход дается с большим трудом. Да, я могу расписать системный оператор для моей проблемы. Но при этом из проблемы исчезает что-то неуловимое, какая-то искра божья. Я тупо рассматриваю мертвое препарированное по правилам ТРИЗа тело… Меня это уже не греет. Мне уже надо сильно напрягаться, чтобы испытывать к этому [полу]трупу те же трепетные чувства, которые я питал к исходной проблеме. (Да простят меня апологеты ТРИЗа… Если я неправ – скажите, я поразмышляю об этом).

Однако в этой ветке несколько участников произнесли, по-моему, ключевую фразу: _играть_роль_ . Играть роль Большого Папы, академика… Вспомните, как только вы начинаете играть предложенную вам роль эксперта, гуру, старшего, командира – стратегические способности включаются почти рефлекторно. Кто-то обращается к вам с виноватой улыбкой – «у меня духу не хватает попросить…», «эти ремонтники –просто бандиты, поговори с ними, я больше не могу…», «объясни мне, я ни черта не понимаю…». И тут вы весь/вся в белом, легко и авторитетно все разрешаете. (Утрирую, конечно).

Как только вы оказываетесь в микроколлективе из равных себе, особенно если вас всего двое. И если вы вдруг оказываетесь стихийным лидером – здравствуй, новый стратег, Решатель Проблем и Находитель Выходов. Это ВЫ. Откуда, как? Только что вы были одним из слепцов. Теперь – вы зрячий. Вы не применяете ТРИЗ, он применяется как бы сам собой. Естественно, для проблем не выше определенного уровня.

Это – результат принятой на себя новой роли старшего.

Вопрос в том, является ли самозахват новой роли более легким путем в «стратеги». Роль старшего можно навязать самому себе. Но:
- как? (купил галстук за двести баксов, костюм за полтыщи и почувствовал себя другим человеком? прошел курс обучения, ничего нового не узнал, но поимел сертификат и почувствовал себя гуру?
- дорого ли это обходится? (не в материальном аспекте)
- долго ли действует?
- последует ли деградация, как ее отсрочить или предотвратить?

P.S. чего только не нафлудишь, будучи дилетантом в психологии :)

Андрей Ткачев 03 октября 2002 года, четверг, в 08:54:

Виталию Мануковскому.
Я напомнил про детей по поводу "предназначения" которое ты ищещь. Я думаю предназначение определяется "распределением акций". Мои самые большие доли: семья и я. Я - это моя "трудовая деятельность". Здесь у меня "предназначение" направлено внутрь (Хотя сам Е). Т.е. развитие профессиональное, и на уровне "предназначения" меня не интересует оценка рынка (карьера безразлична). Она остается на уровне задач\работ. Т.е. развитие ради развития для собственного удовольствия. Может быть по другому. Вот, мне кажется, у Глеба предназначение в "профессии" направлено на оценку рынка (хотя он I). Поэтому он "бежит" по намеченному пути, подчиняя уровень задач. С учетом этого, странными кажутся разборки в соседней ветке с ним Феофанова и др. Это его путь, ему надо пройти и инструменты будут применяться соответствующие. Это надо понимать. Это не плохо, это Так. Он имеет полное право. У него пока нет "семьи" -). Хотя не факт, что ее приоритет будет равен "профессиональному". Ну и что?
Возвращаясь к семье. Я буду жертвовать развитием ради них. И здесь "предназначение" не вырастить, а жить с ними в счастьи и радости.
Вот поэтому я спросил про детей, может ты не то ищещь? -) Может оставить предназначение здесь, а искать очередную далекую цель "какую работу я хочу делать". Кто там затыкал мне рот "о любви"? -)
Кстати "предназначение" может меняться. Некоторые в годах уходят в религию.
Предназначенье можно найти находясь где-то. И не важно стоишь ты или идешь. Ты должен Хотеть Идти, а это не одно и то же.

Вячеславу.
Заметь в твоем варианте ты раскрепощаещься. Ты решаешь НЕ СВОЮ проблему -) ИМНО Это главное. В собственном случае достигается только уходом наверх или вбок.
Что касается ТРИЗ и "охладеванию". Системный оператор я не пишу, просто рисую или расписываю ситуацию. Мне лично не нравится термин проблема - за эмоцмональный негатив. Расписывание проблемы - уход от эмоций к фактам и создание поля для поиска решения.

Андрей Ткачев 03 октября 2002 года, четверг, в 09:01:

Страх за Свое будущее при не правильном решении прогоняет "стратегическое мышление".

Мы можем ходить прямо, но по краю небоскреба не получится.

Вячеслав Слободчук 03 октября 2002 года, четверг, в 09:42:

Андрею Ткачеву.

Отстраненность, невовлеченность в ситуацию - как катализатор стратегического мышления? Я не пытаюсь решить проб... задачу :), а просто ухожу из ситуации --> требуемые способности и механизмы включаются сами?

Виталий Мануковский 03 октября 2002 года, четверг, в 12:05:

Как точно, Вячеслав, Вы описали исчезновение "божьей искры" в результате "разбора по ТРИЗ".
И у меня точно такая же фигня.
И совсем недавно я понял, почему.
При всей моей любви к ТРИЗ (а я ее действительно люблю), это в основном - алгоритмы, которые убивают творчество, гасят ту самую искру, которая и может дать верное решение. Алгоритмы - мертвы, и ничего живого (созданного, сотворенного, рожденного) принести не могут.
В ТРИЗ есть несколько мощнейших вещей (идей), которые сильно помогают (ИКР, обострение и разделение противоречий и т.п.), ТРИЗ перестраивает мышление в более эффективное, ТРИЗ дает силы, говоря, что нет нерешаемых задач (ну или их совсем мало).
Но применение алгоритмов, типа системного оператора или АРИЗа чаще вредит, чем помогает.
Да и в 90 процентах случаев достаточно тех мощных вещей, о которых я сказал выше.

Андрею П.
Курт Воннегут не похож на Баха и Коэльо.
Он другой и о другом.
Но это один из двух писателей (второй - Бах), которые сформировали меня как личность.
И я тебе его настоятельно рекомендую.
Начни с этих вещей:
"Колыбель для кошки",
"Бойня номер пять или крестовый поход детей",
"Не мечите бисера перед свиньями или дай Вам Бог здоровья, мистер Розуотер!" (моя любимая),
"Сирены Титана".

Андрею Т.
На мой взгляд, для того, чтобы жить в счастье и радости, не надо ничем жертвовать. Иначе какие же это будут счастье и радость.
А в целом согласен, особенно про Глеба.
Я тоже не понимаю, как можно обсуждать его Путь.
Но Феофанов, видно, понимает.
А предназначение всегда направленно внутрь.
Признание, внешний успех, оценка общества - это все глюки.
Ты пришел один и ничего внешнего с собой не принес.
И уйдешь один и возьмешь только то, что собрал _внутри_.

Андрей Прокопов 03 октября 2002 года, четверг, в 12:33:

Спасибо, Виталий.

"Признание, внешний успех, оценка общества - это все глюки.
Ты пришел один и ничего внешнего с собой не принес.
И уйдешь один и возьмешь только то, что собрал _внутри_. "
А я уж думал, что Олег убедил тут всех в том, что надо ориентировать свои цели на социум - столь силен был его напор :-)
Только вот слова твои, хоть и несут сильный эмоциональный заряд, абсолютно не аргументированы :-( :-)


"Страх за Свое будущее при не правильном решении прогоняет "стратегическое мышление". "
Страх он вообще много чего "прогоняет" :-)

Виталий Мануковский 03 октября 2002 года, четверг, в 12:51:

Какие аргументы, Андрей?
Ты видел новорожденных?
А по поводу ухода - у каждого будет возможность проверить.
Но из внешнего покойнику полагается только одежда и гроб, и то не всегда.

Андрей Парфенов 03 октября 2002 года, четверг, в 13:34:

Прошу прощения за встревание в интересный разговор. Я давно слежу за Форумом на improvement.ru. А так же относительно давно занимаюсь ТРИЗ (скоро как 5 лет профессиональной работы). В Питере существует организация, которая делает консультационные проекты для западных клиентов и использованием методики ТРИЗ. Так вот. ТРИЗ это скорее не набор алгоритмов. Это инструменты для решения задач. Причем заметьте - технических задач. И Альтшуллер, создавая ТРИЗ, указывал на это.
А как приложить ТРИЗ к другим отраслям человеческой деятельности - это вопрос, который открыт и по сей день. Очень много людей (в частности педагогов) пытаются обучать ТРИЗ и перенести его в школу и детские сады и т.д.
Но я удалился от темы. ТРИЗ и стратегическое мышление - тесно связанные вещи. ТРИЗ тем и хороша, что помогает сформировать системное видение задачи. То есть не только здесь и сейчас. Но в контексте развития задачи во времени и пространстве.
Прошу прощения если что напутал....

Виталий Мануковский 03 октября 2002 года, четверг, в 13:46:

Андрею Парфенову.
Очень уместное уточнение.
ТРИЗ действительно - для технических задач.
Я все время про это забываю, так как учился уже не технической ТРИЗ, а переложенной для бизнес-процессов (ТРИЗ Тренинг Центр В.К. Белильцева).

Андрей Ткачев 04 октября 2002 года, пятница, в 10:13:

Вячеслав
*** Отстраненность, невовлеченность в ситуацию - как катализатор стратегического мышления?
НЕТ, как освободитель. Катализатор нужен другой. Возможно в описываемых выше примерах - гордость за себя любимого (во мне нуждаются раз обратились)
НО освободитель нужен. Условия бывают "необходимыми" и "достаточными".
Когда ты быстро бежишь, ты не можешь перескочить через все лужи - не успеваешь. Загнанный обстоятельствами в угол чел. способен только переживать и предпринимать хаотические решения.

Виталию.
Алгоритмы мертвы ... но . Давай разделим два вида деятельности обозначим их терминами "вдохновение" и "работа". Последнее не в типичном понимании а как альтернатива "В". Когда ты пишешь стихи тебе необходимо "В". Придумывая какую=то рекламу - "В"и "Р". Делая рекламу - "Р". Алгоритмы нужны для "Р". С ними выполнять "штуковину" -) эффективнее. Вон Олег Смирнов пишет "стандарты" - они нужны и полезны. Даже если он "не все учтет".
Предназначение не всегда направлено внутрь. По крайней мере в моем понимании "П". Это как Я сам вижу ради чего действую. Ты наверное прав, только для другого определения "П".
Андрей Пафенов Очень правильно отметил "ТРИЗ связан с системным мышлением". СМ - это более обобщенный уровень. Возможно буквальное применение ТРИЗа в Б-П и не очень эффективно, но без СМ "консультанта" не бывает.
Можно обращаться просто - ТАМ

Андрей Ткачев 04 октября 2002 года, пятница, в 10:17:

Андрею Прокопову
***Страх он вообще много чего "прогоняет" :-)
Молодец. Внимательный, умную вещь сказал.

Вячеслав Слободчук 05 октября 2002 года, суббота, в 22:04:

изобрели велосипед :)

отстраненность, невовлеченность... с черного хода пришли к давно известному рефлексивному контуру. только теперь я его _прочувствовал_, ведь сам заново открыл (кое-с-чьей помощью :) для себя. блин клинтон!.. и вот так каждый раз. кормят отборными истинами, дарят алмазы бесценные. но пока не дозрел - не укусишь, не схватишь

Глеб Архангельский 06 октября 2002 года, воскресенье, в 00:13:

Владислав, очень важную и сложную проблему затронули, спасибо. Расскажу историю, чисто ассоциативно навеяло.

Несколько дней назад беседовал с одним клиентом. Ведет хронометраж недели 4 уже. Называет проблему: за приростом эффективности в мелких делах (в результате хронометража) как-то стали теряться стратегические ориентиры. Диалог:

"- Вы мой ежедневный бланк из учебного органайзера перекроили под себя, и это хорошо и правильно. Но вот помните - там такая стрелочка была вверху, в хелпах называемая "приоритет"? Это как раз для того, чтобы за текущим не забывать о важном. А в вашем бланке она - где? Вот вам и результат.

- И правда, стрелочке не придал значения и убрал из бланка... Но зато сейчас я до нее ДОРОС! Сам!"

То есть, сплошная диалектика. Какие-то шаги (этапы) могут казаться неэффективными (все уже придумано, не изобретай велосипед, бери готовое!), но с точки зрения некоторых целей более высокого порядка эти этапы нужны.

Глеб Архангельский 06 октября 2002 года, воскресенье, в 00:16:

Прошу глубочайшего пардону, Вячеслав, конечно.

Виталий Мануковский 07 октября 2002 года, понедельник, в 11:06:

По поводу этапов, которые кажутся неэффективными, но оказывются нужны для некоторых целей более высокого порядка.
Есть такое Правило лишней мили (прочел у Н.Хилла).
Оно гласит: не бойся пройти лишнюю милю.
В том смыле, что она может принести тебе в сто раз больше, чем ты потратил.
Парадоксальная вешь: стремишься к эффективности, отбрасываешь как бы неэффективные "лишние мили", а с ними - и офигенные возможности.

Елена Набатова 10 октября 2002 года, четверг, в 03:08:

Внимательно наблюдала со стороны за развитием этой темы - было интересно, хотелось включиться, но не могла по техническим причинам.
Я давно и яростно люблю ТРИЗ и тема волнует меня, кажется, с самого рождения. И по мере развития мыслей на этой ветке то стала прокручивать события своей жизни в обратную сторону.
В детстве, не задумываясь особенно долго над какой-либо задачей, мне удавалось быстро решать ее, только лишь придав ей несусветное значение.
Я попробовала задать себе только два ключевых вопроса по поводу любой ситуации:
А зачем мне это?
Почему я должна это делать?
Кстати, типовые детские вопросы. А задают их дети потому, что свободны от инерции мышления, им она не свойственна до тех пор пока в сознании не поселятся штампы.
И вот, когда до конца честно отвечаешь себе на подобные вопросы, то, как ни странно, включается то самое стратегическое мышление(это со мной так). И, как правило, материальные факторы в этих ответах, Виталий прав, действительно, не присутствуют.
"Признание, внешний успех, оценка общества - это все глюки.
Ты пришел один и ничего внешнего с собой не принес.
И уйдешь один и возьмешь только то, что собрал _внутри_. "

«Только вот слова твои, хоть и несут сильный эмоциональный заряд, абсолютно не аргументированы :-( :-)»
Андрей, а зачем тебе аргументы?:)

Вячеслав Слободчук 10 октября 2002 года, четверг, в 10:17:

Ты пришел один и ничего внешнего с собой не принес.
И уйдешь один и возьмешь только то, что собрал _внутри_.

Глубокое заблуждение. Когда я буду уходить, для меня важно будет не только то, что я собрал _внутри_. СТОЛЬ ЖЕ ВАЖНО для меня, сколько бабок и какие побрякушки я стяжал. Это останется (пусть даже в опосредованной форме) моим детям. В этом смысле заработанные капиталы, связи, престиж (даже дутый) я тоже унесу с собой _туда_. Я потратил свою жизнь, здоровье, чьи-то нервы и время на то, чтобы дорогие мне люди имели возможность идти дальше, чем если бы они начали с нуля. И я буду сражаться за мирские блага, даже если узнаю, что умру через неделю, и вроде как надо готовить душу к миграции, а не суетиться в погоне за блестками майи

прошу прощения за оффтопик. вырвалось :)

Виталий Мануковский 10 октября 2002 года, четверг, в 12:15:

Да не помогут Вашим детям, Вячеслав, _Ваши_ связи и деньги.
Поможет им только то, чему Вы их научили.
Причем не словами, а делами и образом жизни.
А если Вы потратили жизнь на сраженья за мирские блага, то такая же жизнь ждет и Ваших детей.
Вы этого хотите?
А душу к миграции стоит готовить каждый день.
Причем без выходных.

Андрей Прокопов 10 октября 2002 года, четверг, в 12:27:

Виталий, для проповедей есть КФ :-)
Если все будут беспокоиться о душе, то кто же биться-то будет!? :-)

Андрей Прокопов 10 октября 2002 года, четверг, в 12:34:

Елене
Мне аргументы не нужны. Я лишь сожалею о том, что разделяемую мною позицию почти невозможно аргументировать... В нее надо встать и тогда все станет понятно без аргументов :-) Но ведь ни один здравомыслящий человек не будет вставать, не понимая куда :-)

Виталий Мануковский 10 октября 2002 года, четверг, в 15:00:

И в этом главная проблема "здравомыслящих людей".

Матрешкин 10 октября 2002 года, четверг, в 15:24:

>Но ведь ни один здравомыслящий человек не будет вставать, не понимая куда :-)
>И в этом главная проблема "здравомыслящих людей".

Хе-хе, вряд ли это проблема - если человек становится в предлагаемую позицию не понимая для чего и куда, то его очень скоро поставят в весьма стандартную и очень дискомфортную позу.. :)

Виталий Мануковский 10 октября 2002 года, четверг, в 16:27:

Передергиваешь, Матрешкин.
Говорили про "куда".
"Для чего" - ты сам придумал.

Матрешкин 10 октября 2002 года, четверг, в 17:20:

>Говорили про "куда".
>"Для чего" - ты сам придумал

Хе-хе, это только в детстве на "открой рот, закрой глаза" можно было одуванчиком отделаться.. :)
Могут, конечно, и конфету положить.. но тут все от доверия зависит.. Вот в "позу Прокопова" я не встану. :-) А когда шеф мне по работе говорит "Прыгай!", то я не интересуюсь "Зачем?", а спрашиваю "Как высоко?"
Так что "разделяемую позицию" надо аргументировать. Хотя бы опытом/авторитетом..

Катя 28 октября 2002 года, понедельник, в 00:55:

Что за интересные разговоры вы ведете на некоторых ветках, просто дух захватывает! Сколько философии, психологии, патетики! Не сочтите за наезд. Мне безумно понравились некоторые мысли. Хотелось так же как и Елене Набатовой вступить в дискуссию, правда, не из-за любви к ТРИЗу, а из-за пристрастия к философско-психологическим изыскам.
Разговор о стратегическом мышлении - не что иное как разговор о смысле жизни. Именно стратегическое мышление включается, когда мы думаем о своем будущем и будущем своих детей. И оно тем эффективнее (я имею в виду мышление), чем меньше шор мы перед ним ставим. Под шорами я понимаю навязанные нам родителями, школой и даже друзьями стереотипы поведения.
Я, например, для себя смысл жизни вижу в счастье своей семьи - ни много, ни мало. При этом меня волнует не то, сколько денежных знаков потребуется для этого и каких карьерных вершин удастся достичь мне, моему мужу и моим детям, а то сможем ли мы быть счасливы независимо от всех вышеперечисленных обстоятельств. То есть счастливы сами по себе, как порознь, так и вместе.
По-моему, я отвлеклась от темы. Стратегия, на мой взгляд, в том и заключается, чтобы ставить перед собой глобальные цели, смотреть на задачу, происходящее как бы со стороны.
Вопрос Виталию Мануковскому.
Вы очень красиво и, на мой взгляд, достаточно аргументированно (позволю себе не согласиться с одним из оппонентов), говорили про:
"Да не помогут Вашим детям, Вячеслав, _Ваши_ связи и деньги.
Поможет им только то, чему Вы их научили.
Причем не словами, а делами и образом жизни."
Скажите, у Вас, действительно, получается учить детей "не словами, а делами и образом жизни"? У меня двое детей и я вот уже сколько лет и словами, и делами, и образом жизни, а вот что в результате получится - одному Богу известно.
Если знаете рецепты КАК делать с детьми, а не ЧТО говорить детям, подскажите.

Виталий Мануковский 28 октября 2002 года, понедельник, в 10:17:

Уважаемая Катя!
Я не знаю, получается ли у меня учить детей.
Потому что:
- учить - это процесс, а про процесс нельзя сказать, получается или нет;
- получится ли у меня чему-то _научить_ детей - будет известно, когда они выйдут в самостоятельную жизнь и поживут этой жизнью, т.е. результат наступит нескоро;
- и еще потому, что научить ничему нельзя, можно только _научиться_!
А КАК делать с детьми?
Что делать?
Дети на самом деле учатся у родителей только образу жизни.
Вы хотите, чтобы Ваши дети жили так, как Вы сейчас?
Если да, то все в порядке.
Если нет, то надо что-то менять.
В Вашем образе жизни, конечно.

Андрей Прокопов 30 октября 2002 года, среда, в 18:16:

"Дети на самом деле учатся у родителей только образу жизни.
Вы хотите, чтобы Ваши дети жили так, как Вы сейчас?
Если да, то все в порядке.
Если нет, то надо что-то менять.
В Вашем образе жизни, конечно. "

Виталий, а вот я учился (частично) на отрицательных примерах... иногда это даже более действенно :-) И образ жизни мой был иной еще в детстве!
Бытует даже стереотип, что "дети алкоголиков как правило не пьют" (эй, это не мой случай! :-)). Не знаю насколько он справедлив... Мне вот еще кажется, что иногда у прекрасных родителей вырастают очень интересные дети :-)

Что-то твоя модель мне кажется однобокой.

Елена Набатова 02 ноября 2002 года, суббота, в 01:56:

Поддерживаю Андрея, предполагая даже, что он в этом и не нуждается примером из нежно любимой мною древности:)

Упоминаемый Повсанием древний лирик, у которого в обычае было заставлять своих учеников прислушиваться к игре жившего напротив плохого музыканта, чтобы на его примере учились они избегать неблагозвучия и фальши.

Зачастую, я тоже ловлю себя на том, что дурные примеры заставляют меня избегать подражания, и напротив, способствуют обратным действиям с моей стороны.

Юрий Мороз 23 мая 2003 года, пятница, в 10:24:

Насчет стратегии, (из самого начала темы) и куда она девается на РАБоте.

На РАБоте у вас только процесс, и нет конечной ЦЕЛИ.

Например, решить ЭТУ задачу и свободен.

Стратегия - как известно (мне) это цепочка целей - предьявите свою последовательную цепочку целей?
Ю.

Вячеслав Слободчук 23 мая 2003 года, пятница, в 12:41:

Сегодня уже могу предъявить.
Правда, она плохо (точнее - совсем НЕ) совместима с текущей работой. Это МОИ цели. А я достигаю непосредственно сейчас цели моего работодателя %)
Можно ли меня после этого считать нормальным (в психическом отношении) человеком? :)))

Вит 24 мая 2003 года, суббота, в 00:53:

ЮМ***
Стратегия - как известно (мне) это цепочка целей ***
Юрий, откуда и куда ведет эта цепочка целей?

ВК.

Николай Шпак 02 июня 2003 года, понедельник, в 17:21:

Вячеславу.
В процессе интеллектуальной работы ум трудится путем перебора ранее известных вариантов и их комбинаций. Если ум /интеллект/ перестает по какой-либо причине работать, то появляется возможность непосредственного восприятия знаний по конкретной проблеме в виде осознания некоего интегрального ответа с более глобального информационного уровня.
Собственно и мозговой штурм полезен не столько генерацией комбинаций вариантов, сколько возможностью утомить ум и хоть на мгновение отключить его, чтобы непосредственное знание с более глобальных уровней восприятия проникло в сознание человека. Т.е. получить состояние кратковременной медитации. Или инсайт. /Кому что по душе :)/ В результате чего приходит «более системное», часто нестандартное решение проблемы или идея, где получить дополнительную информацию. Что приблизительно и произошло в Вашей ситуации.
Т.е. это вопрос умения останавливать стандартный мыслительный процесс. Хотя для некоторых остановка ума может означать деградацию… :)

Сергею. Виталию.
Жизненные /не бытовые :)/ цели, или то, что можно назвать личной миссией человека в жизни, действительно должны прийти как некое знание изнутри. Но есть дополнительные возможности. Посмотреть, чего больше всего нравится делать, выделить абстрактную составляющую этого дела… Также посмотреть, какие развивающие проблемные ситуации жизнь Вам подбрасывает постоянно /периодически/, вне Вашего желания, их тоже обобщить, абстрагировать. В итоге получается круг вопросов, относительно уникальных для человека по сравнению с другими людьми, решение которых красной нитью проходит в его жизни. Да интуицией попользоваться… Отсюда уж недалеко и до определения личной миссии, и соответствующих жизненных целей :):)
Что касается целеполагания, то есть принцип «рабочей гипотезы». Сформулировал жизненные цели, осознанные к текущему моменту – и вперед, до следующего переосмысления :)

Олегу.
«Истина рождается в споре» - одно из симпатичных заблуждений, как и «от любви до ненависти – один шаг»…
Истина не рождается в споре. :) Она существует независимо и учитывает массу критериев вне компетентности участников спора… В споре может родиться только решение, приемлемое на данный момент и принятое на основании аргументов, которые успели предъявить к моменту Ч … Или потому, что у кого-то оказался голос громче :) Или приятель круче :). Спор с начальником вообще часто сводится к обмену мнениями: приходишь к нему со своим мнением, а уходишь – с его… :) А реализация приемлемого решения может и совпасть с реализацией идеального решения, как это бывает в шахматах: «комбинация оказалась правильной, несмотря на ошибочный расчет».

nikonov 01 апреля 2008 года, вторник, в 11:36:

Стратегич мышление и Истина
Цитата из «Белой Книги Жизни» вариант от 25 марта 2008 года, главное миссия книги - возвращение людям упрятанной от них Истины:
«Не занижайте свои способности во Вселенной, где бескрайние возможности! Любое занижение – разрушительно, ведёт к возникновению комплекса неполноценности. Помните, что слова, мысли, чувства человека – имеют силу Бога животворящего (независимо от того, кто и как представляет себе Творящий Механизм Вселенной, Земли): каковы они, такую материализуют и жизнь. А потому, если неудовлетворенны жизнью, нужно решительно стереть в своем сознании все, что было у вас до сих пор, то есть убрать старую дискету и вставить новую, с новой программой, с новыми словоформами, отныне – Красивыми, Возвышенными, Великими. В весьма полезном всем Инет Саде http://improvement.ru/discus/messages/14/103.html?1054560068 Виталий Мануковский написал: «Если у Вас есть цель больше, дальше, чем просто хорошо выполнять свою работу, то тогда Вы автоматически будете мыслить стратегически (почти стихи получились). Ставьте цели на жизнь или дальше». Очень верно сказано. Одно лишь замечание, и мы тут рифмой заразились от Виталия: чтоб жизнь Великою была, учитесь мыслить, цели ставить правильно, учитесь правильно мечтать – в гармонии с Вселенной, с замыслом Творца или Энергии Животворящей, жизнь Вам даровавшими с талантом для какой-то жизненной задачи! Ваш долг её понять и выполнить, чтоб ЖИЗНИ Дар Творца суметь достойно оправдать. И здесь первейшая задача каждого: продолжить жизнь и человека эволюцию по восходящей – детей творить и моделировать Великими Творцами-Созидателями! Ещё момент тут чрезвычайно важный: без ошибки дело в жизни выбрать надо, чтоб не заниматься тем, к чему не предназначен изначально. Для этого с самого детства помогать ребёнку правильно мечтать, чтоб не было такого: папа ветеран-подводник говорит сынишке маленькому – вот подводник новый подрастает! А что если малыш родился чтоб летать, и в этом его жизни главный замысел? Другой рождён, чтоб плавать, в воды погружаться океанские, его стихия там. Однако же родители его послали в авиацию. Так оба не сумеют самореализоваться. Учитесь люди, правильно мечтать и цели ставить правильно, чтоб жизнь Великою была! Для этого необходимо Истину познать. Вот этому вся книга эта и посвящена!».

«Белая Книга Жизни» с Белой Руси – фундаментальное открытие механизма одухотворения материи жизнью, уже сформированные и вибрирующие во Вселенной Модель, Образ, Пророчество Нового Будущего, ИДЕОЛОГИЯ ЖИЗНИ – БЕЛЫЙ ПРОЕКТ! Несёт каждому человеку Знание, которое не даёт ни один университет, ни одна школа в мире. А главное – возвращает людям спрятанную от них Истину, меняет мировоззрение, жизнь людей! Книга уже постепенно уводит людей, человечество от деволюции и вырождения, от тупикового развития на путь восходящей эволюции в бесконечном процессе возвышения к высотам Красоты и Совершенства, к богоподобному человечеству, что и есть Божественный Прогресс!
Самая скачиваемая и читаемая книга.
*
Книга, которую должен прочитать каждый житель Земли.
Не опоздать дать прочитать подрастающим!
*
Найти и скачать «Белую Книгу Жизни» и Белые Поэмы по всему Интернету,
а также на:
http://verdruss.ks.ua
http://www.anastasia.ru/modules.php?name=Downloads&d_op=getit&lid=22
и других сайтах, найти на Yandex. Rambler, Mail.ru
Типографское издание
http://www.izzi.ru/pages/wb.htm
http://izzi.ru/pages/wb.htm (заказ книги)
http://efee.ru/shop/shop.izzi.ru.white_book.html (заказ книги)

Олег Смирнов 01 апреля 2008 года, вторник, в 20:34:

Вы тут упомянули Виталия Мануковского, и мне захотелось сегодня, 1 апреля, узнать, а что же сейчас делает наш Виталик. Нашел его сайт http://www.lifeaudit.ru/, почитал. Молодец, Виталик! Так их!


Вся правда о моих курсах

Здравствуйте!

Последнее время регулярно приходят письма от проходивших мои курсы, где люди описывают результаты, которые они получили и свое новое понимание жизни. То есть, пишут те, кто проходил курсы немало месяцев назад, и у кого уже произошли реальные изменения. И я решил, что пришло время рассказать о моем методе, который лежит в основе всех курсов.

Обычно я говорил, что никакого метода у меня нет. Так было нужно, но на самом деле он есть. Он прошел проверку почти двумя годами консультаций (с начала 2006-го года) и показал свою абсолютную действенность, эффективность и результативность. И я хочу вам его открыть.

Мой метод построен на том, что я вижу настоящие проблемы людей. Вижу быстро, буквально сразу после вашего описания того, что у вас не так, или максимум после двух-трех уточняющих писем. Уточняющих обстоятельства вашей жизни, что важно. И ваши проблемы я вижу очень точно, без ошибок.

Но то, что вижу я - это вижу я. А нужно, чтобы это увидели вы. Тут и вступает в действие мой метод, который позволяет ВАМ увидеть о своей жизни то, что вижу я.

Айбек Бегалин 01 апреля 2008 года, вторник, в 21:49:

первая ассоциация по поводу пятистопного ямба:):

"-- Волчица ты, -- продолжал Лоханкин в том же тягучем
тоне. -- Тебя я презираю. К любовнику уходишь от меня. К
Птибурдукову от меня уходишь. К ничтожному Птибурдукову нынче
ты, мерзкая, уходишь от меня. Так вот к кому ты от меня
уходишь! Ты похоти предаться хочешь с ним. Волчица старая и
мерзкая притом!

...Увидев Птибурдукова, голодающий сразу же пустил в ход
пятистопный ямб.
-- Птибурдуков, тебя я презираю, -- заныл он. - Жены моей
касаться ты не смей. Ты хам, Птибурдуков, мерзавец! Куда жену
уводишь от меня?
-- Товарищ Лоханкин, -- ошеломленно сказал Птибурдуков,
хватаясь за усы.
-- Уйди, уйди, тебя я ненавижу, - продолжал Васисуалий,
раскачиваясь, как старый еврей на молитве, -- ты гнида жалкая и
мерзкая притом. Не инженер ты -- хам, мерзавец, сволочь,
ползучий гад и сутенер притом!
-- Как вам не стыдно, Васисуалий Андреич, -- сказал
заскучавший Птибурдуков, -- даже просто глупо. Ну, подумайте,
что вы делаете? На втором году пятилетки...
-- Он мне посмел сказать, что это глупо! Он, он, жену
укравший у меня! Уйди, Птибурдуков, не то тебе по вые, по шее
то есть, вам я надаю.
-- Больной человек, -- сказал Птибурдуков, стараясь
оставаться в рамках приличия.
Но Варваре эти рамки были тесны. Она схватила со стола уже
засохший зеленый бутерброд и подступила к голодающему. Лоханкин
защищался с таким отчаянием, словно бы его собирались
кастрировать. Птибурдуков отвернулся и смотрел в окно на
конский каштан, цветущий белыми свечками. Позади себя он слышал
отвратительное мычание Лоханкина и крики Варвары: "Ешь, подлый
человек! Ешь, крепостник! "

...Если бы Варвapa поймала мужа за этим занятием даже в лучшие времена
их брачной жизни, то и тогда Васисуалию пришлось бы худо.
Теперь же участь его была решена.
-- Лоханкин! - сказала она ужасным голосом. От испуга
голодающий выпустил мясо, которое шлепнулось обратно в
кастрюлю, подняв фонтанчик из капусты и морковных звезд. С
жалобным воем кинулся Васисуалий к дивану. Варвара молча и
быстро одевалась.
-- Варвара! -- сказал он в нос. -- Неужели ты, в самом
деле, уходишь от меня в Птибурдукову? Ответа не было.
-- Волчица ты, - неуверенно объявил Лоханкин, - тебя я
презираю, к Птибурдукову ты уходишь от меня..."
Илья Ильф и Евгений Петров "Золотой теленок"
http://www.lib.ru/ILFPETROV/telenok.txt


Add a Message


This is a private posting area. A valid username and password combination is required to post messages to this discussion.
Username:  
Password:




Rambler's Top100



ГЛАВНАЯ КОНСАЛТИНГ ТМ-СООБЩЕСТВО ЛИЧНЫЙ ТМ БИЗНЕС-ТМ

О сайте О компании Школа Форум Рассылки Карта Поиск Контакты Написать нам

© 2007 Архангельский Г.А.

Правовая информация