О сайте    О компании    Тренинги    Работа 2.0    Все статьи    ТМ-книга    Поиск    Контакты   

+7 (495) 162 58 90     


События

Ближайшие открытые семинары:


27-28 мая 2021г.,
Мастер-класс Глеба Архангельского «Эффективный бизнесмен»
Получите программу и специальную цену: www.tminvest.ru


Афиша встреч Лиги «Время»

Информация

Департамент информатизации ОАО РАО «ЕЭС России» благодарит компанию «Организация Времени» за успешно осуществленный проект внедрения тайм-менеджмента на базе Microsoft Outlook. Сотрудники и руководство Департамента отмечают более эффективное использование рабочего времени, за счет применения контекстного планирования... Прочитать...>>

Публикации

28.04.08 Погорелов Юрий. Айсберг тайм-менеджмента: инструментальный подход.
Оотвечая на вопрос «как?» в тайм-менеджменте, человек приходит к вопросам «куда?» и «зачем?».
 

Полезно


Впервые у нас?
 Карта составлена специально для того, чтобы Вы могли быстро ознакомиться со структурой сайта и найти необходимую информацию. Потерялись -
Карта сайта...>>



Архангельский Г.А., Матрунич А.В.

Тайм-менеджмент в ВУЗе: социальный заказ, исследование потребности, методика внедрения

Социальный заказ: готов ли ВУЗ?

Новый человек для нового общества

Современное общество предъявляет высокие требования к уровню компетентности специалиста. Неотъемлемым качеством профессионала в динамично развивающейся экономике должно быть умение рационально расходовать свое время, эффективно организовать свою работу. Для руководителя, например менеджера проекта, умение подчиненного уложиться с исполнением работы в критические сроки, «deadlines», зачастую бывает более значимым, чем качество самой работы. [Козловский, 2002]

В абсолютном большинстве ВУЗов студентов не обучают тайм-менеджменту, т.е. не дают им совершенно необходимых в современном мире методов и навыков самоорганизации. Этот факт заставляет задаться серьезным вопросом о качестве основного «продукта», выпускаемого предприятием «ВУЗ», о соответствии этого продукта потребностям рынка.

Наконец, в современном обществе человек не может быть успешен без сознательного отношения к своей жизни, сознательного ее проектирования, наличия стратегии жизни. До сравнительно недавнего времени человек с самого рождения и до смерти был «винтиком» одной большой машины, его путь был в среднем вполне предсказуем и мало зависел от его собственных усилий. В современном мире никто не заботится о «вступающем в жизнь» молодом человеке, никто не предоставляет ему готовую колею. При этом система среднего и высшего образования осталась прежней – она выпускает «винтики» для машины, переставшей существовать. Оказываясь за стенами ВУЗа, эти «винтики», не обладающие навыками проектирования своей жизни, отдаются «на волю волн» и зачастую «устраиваются в жизни» самым причудливым образом, никак не зависящим от полученного ими высшего образования. Возникает вопрос, на что они потратили 5-6 лучших лет своей жизни, и нужна ли была эта трата?

Новый студент для новой экономики

Не владеющий методами организации личного времени студент не только не сможет стать полноценным специалистом и участником рынка труда – он не сможет и полноценно учиться. Большинство читателей без труда вспомнит резкую смену атмосферы при переходе из школы в ВУЗ. Вместо тепличной школьной обстановки, в которой учащегося непрерывно понукали и контролировали, где практически весь его рабочий день был жестко запрограммирован системой, человек попадает в ВУЗ, где он должен сам организовать свою работу, сам планировать учебу, сам распределять рабочие нагрузки. В результате – всем известный «кошмар первой сессии», неожиданно сваливающийся на юные головы, которые не были приучены проектировать свои действия и смотреть в будущее хотя бы на два-три шага вперед.

Еще более серьезная проблема связана с отсутствием у многих студентов сколько-нибудь внятной стратегии жизни, формирование которой является одним из важнейших элементов системы личного тайм-менеджмента. «В ВУЗ поступил из-за армии и потому что вообще нужно, в экономический – потому что престижно и зарплата будет выше» – вот типичная линия рассуждений. В «Корпоративном предпринимательстве» С.В.Чернышева [Чернышев, 2000] есть любопытнейший анализ закономерности «наиболее престижная профессия при вашем поступлении в ВУЗ – наиболее престижная профессия через 5 лет», за период от середины 80-х до конца 90-х г.г. (например, экономист в 1985 г. – канцелярский работник третьестепенной важности, вычитывающий какие-то нормативы, зато безусловно престижно быть партийным работником; тот же экономист в 1990-м – ..., зато партийный работник... и т.п.) Общий вывод его анализа прост: выбирая свой жизненный путь в соответствии со стереотипами, навязываемыми сегодняшним социумом, вы практически обречены на неудовлетворенность жизнью, отсутствие самореализации и успеха по выходе в «свободное плавание», к моменту которого социум неминуемо изменится, причем весьма радикально.

Наконец, студент, не владеющий тайм-менеджментом и не имеющий внятной стратегии жизни, не способен вынести даже из сегодняшнего ВУЗа все, что последний способен дать (мы далеко не собираемся огульно критиковать российскую систему высшего образования – во многом она по-прежнему очень хороша). Студент, задумывающийся о своем будущем и сознательно проектирующий это будущее, совершенно иначе относится к учебе. Подрабатывать на старших курсах он будет, скорее всего, не продажей гамбургеров, а в интересующей его профессиональной области, хотя бы и за меньшую зарплату В результате ВУЗ получит молодого ученого, разрабатывающего реальные, полученные из жизненной практики, научные проблемы, а не абстрактные теоретизмы «страшно далеких от народа» дипломников и аспирантов, искренне убежденных, что задача аналитика при финдиректоре – разработать способы максимизации прибыли, что собственники должны и будут применять разработанные аспирантами методы принятия решений, и т.п.

И самое главное – ВУЗ получит студента, осозанно. относящегося к учебе, понимающего, что именно ему нужно от ВУЗа и зачем. Но готовы ли сами ВУЗы к превращению пассивного «объекта обработки» в активного и требовательного соучастника процесса?

Новый ВУЗ для нового студента

Движение студентов в сторону сознательного поиска своего жизненного пути неизбежно – хотя бы в силу естественного отбора. Выживают целеустремленные и думающие, а не инфантильные и плывущие по течению Вопрос в том, будет ли ВУЗ стимулировать самоопределение студентов и адекватно реагировать на него, либо закроет глаза на изменения в обществе и в студентах, по-страусиному спрятав голову в песок.

Обретшие свободу «винтики» могут взорвать часовой механизм изнутри, если последний не изменится в нужную им сторону. Такого рода конфликты интересов – неизбежная оборотная сторона любого развития. Впрочем, единственная альтернатива болезненному и непростому развитию – продолжение снижения авторитета академической науки, девальвации кандидатских степеней, перетекания реального интеллектуального и творческого капитала в неакадемические формы коллективной мыследеятельности. Если мы не хотим, чтобы от науки и высшего образования остался сухой административный панцирь, лишенный жизненных соков свежей мысли – меняться необходимо.

Каков вектор этих изменений? Один из авторов статьи позволит себе привести пример из личного опыта и вспомнить свое обучение в одном из ведущих российских университетов. «Окунувшись с головой» в управленческий консалтинг, автор с горечью обнаружил, что на факультете прикладной математики – процессов управления он не получил ни классического системного анализа, ни технологий и стандартов моделирования бизнес-систем, ни информации о кибернетических подходах к управлению – проще говоря, ни прикладной математики, ни системных представлений об управлении реально необходимых в современной экономике. Более того, в общении с коллегами-выпускниками, многие из которых стали программистами или системными аналитиками, автор обнаружил огромный «аппетит», с которым они набрасывались на такие самоочевидные для современного «интеллектуала технической ориентации» вещи, как стандарт моделирования IDEF0 или подходы TQM к управлению организацией.

Почему эти потребности в свое время не удовлетворил ВУЗ? Не менее 50% времени студентов тратилось на дифференциальные уравнения и матфизику в различнейших видах и под разными «соусами», т.е. на вещи, которые когда-то представляли собой вопросы первостепенной актуальности для строительства межконтинентальных ракет и атомных реакторов. Конечно, известный консерватизм должен быть присущ и академической науке, и системе высшего образования – но ведь не до полного же пренебрежения реальной жизнью и ее интеллектуальными запросами!

Еще один пример уже прозвучал в предыдущем подразделе. Такой самоочевидный и абсолютно понятный в современной экономике факт, что большинство студентов дневных форм обучения начинают работу задолго до выпуска из ВУЗа (и соответствующим образом меняют свою стратегию посещения занятий и вообще учебы), по-видимому проходит совершенно незамеченным для большинства соответствующих руководителей, или «в лучшем случае» отмечается как негативный. Хотя приносящий в науку реальные проблемы практик, смотрящий на все учебные курсы сквозь призму действительно актуальных для него задач, явно учится и развивается как ученый-исследователь гораздо эффективнее, чем прилежный посетитель лекций, для которого учебный материал остается абстрактным теоретизированием. Достаточно вспомнить успешный опыт московского Физтеха, когда практическая работа на «оборонных» предприятиях начиналась еще до окончания ВУЗа и была тесно связана с обучением, или более современный пример – Центр корпоративного предпринимательства на базе Высшей школы экономики, устроенный по тому же принципу, чтобы понять, что «подработка» студентов при грамотном отношении администрации ВУЗа – не столько проблема, сколько полезный ресурс для развития.

Итак, нужна более высокая гибкость учебных программ и вообще процесса обучения, их «подстройка» под запросы реальной жизни – естественно, без «снижения планки», без превращения фундаментального образования в набор «практик», дающих умения, но не формирующих мышление. Логично отвести достаточно значительную роль в повышении гибкости учебного процесса, в его организации, самим студентам. Мы переходим от Госплана к рынку в области производства товаров – почему же госплановская система должна сохраняться в области производства специалистов? Конкретные механизмы участия преподавателей и студентов в подстройке учебного процесса под динамику ситуации и потребности рынка – тема отдельной дискуссии. Важно, что ориентированный на потребности рынка и общества процесс обучения может быть построен только при наличии студентов, имеющих свою жизненную стратегию, навыки самоорганизации и ясные мотивы влиять на содержание учебы, исходя из своих практических и интеллектуальных потребностей.

В качестве наиболее естественного инструмента обучения студентов навыкам организации своей деятельности авторы статьи рассматривают методику time management (управления временем, организации времени), понимаемую не просто как набор техник планирования, но как комплексную систему управления персональной деятельностью (самоменеджмент). В следующих разделах будет описано исследование потребности студентов в соответствующем курсе обучения, а также сформулированы некоторые методические соображения относительно применения тайм-менеджмента для повышения эффективности учебного процесса в ВУЗе.

 

<<..НазадДальше..>>

Узнать еще больше о тайм-менеджменте Вы сможете из книг Глеба Архангельского. Получить БЕСПЛАТНО!


Rambler's Top100

О сайте О компании Школа Работа 2.0 Все статьи Карта Поиск Контакты

© 2000 - 2012 Архангельский Г.А.

Правовая информация