Решение проблем
Решение проблемы, как видно из ее определения,
распадается на два этапа. Первый - депроблематизация, т.е. превращение проблемы в
задачу. Второй - решение задачи. Из сказанного о проблеме как задаче более высокого
уровня абстрактности следует, что естественным способом решения проблемы в ситуации
неадекватности теории практике является выход на уровень метатеории и
«достройка» теории с ее помощью. О.С.Анисимов считает такой метатеорией
общую теорию деятельности (системомыследеятельностную методологию), которая
позволяет преодолеть ограничения «предметных» дисциплин, создающие
проблемы при их применении. [См.Щедровицкий Системная организация научных
исследований; Наумов. Программы и
программирование]
В качестве другого примера метатеории можно привести ТРИЗ, благодаря
использованию закономерностей «уровня АА» (философских: противоречие как
двигатель развития; близких к математическим: понятие ИКР) позволяющей направленно
действовать в ситуациях, являющихся для инженерной науки (дисциплины «уровня
А») проблемными. Упоминавшаяся неадекватность модели «уровня А»
практике «уровня К» здесь заключается в исчерпании обычных инженерных
методов оптимизации системы на каком-то этапе ее развития, в невозможности дальнейшего
развития системы с помощью поиска компромиссов между противоречивыми требованиями
к ней.
Между прочим, отсюда понятна обсуждавшаяся выше единственность решения в
проблемных ситуациях. Если «инженерное» (или прожективное) решение задачи
допускает различные степени приближения конкретики к предписанной абстракции (есть
количественная мера достижения цели), то «тризовское» (стратегическое)
решение дискретно, связано с выходом на новый уровень понимания, формированием
новой целостности на уровне А. Выше мы, для простоты понимания, говорили о
«достройке» модели уровня А, что наводит на мысль о сохранении прежней
целостности, к которой просто добавлен новый элемент. Реально же решающим моментом
перехода к новой абстракции уровня А является скачкообразное формирование
новой целостной модели из обломков старой и массы новых фактов, не вписывавшихся в
старую модель. Это тот скачок, который Томас Кун называет «сдвигом
парадигмы» (paradigm shift), а Стивен Кови удачно сравнивает с тем моментом
разглядывания забавной картинки «изображена здесь молодая женщина или
старушка?», в который факты (линии, точки), прежде складывавшиеся для человека в
одну несомненную картину (например, «старушка») внезапно приобретают
совершенно другое значение (нос старушки вдруг оказывается подбородком молодой
женщины, и т.д.), и он переходит уже к новой целостной картине, новой интерпретации
фактов.
В дополнение к указанному О.С.Анисимовым методу решения проблем мы можем
добавить другой, основанный не на выходе на уровень АА, но наоборот, на изменении
уровня К. Если наша абстракция неадекватна конкретике, можно не только выходить на
уровень мета-абстракции, но и попытаться случайным образом изменять конкретику, внести
дополнительную информацию о конкретике, и, возможно, на материале этой новой
конкретики появятся дополнительные обобщения уровня А, которыми можно будет
«достроить» уже имеющиеся модели и тем самым снять затруднение. Именно на
этом способе решения проблем базируется метод ограниченного хаоса: задача развития
решается не выходом на уровень АА, но некоторым «завариванием каши»,
организацией хаоса на уровне К, и отслеживанием самоорганизующихся в этом хаосе
структур, т.е. объектов уровня А.
В качестве еще одного примера решения проблем с помощью организации хаоса на
уровне К можно привести пример с мухами и осами, посаженными в открытую бутылку,
обращенную дном к свету. «Умные» осы, имеющие на уровне А вполне ясную
модель решения подобных задач, гласящую: «выход находится там, где свет», но
не обладающие способностью выйти на уровень АА и отрефлексировать очевидную
неадекватность этой модели в данной конкретной ситуации, вскоре погибают.
«Глупые» мухи, не связанные моделями на уровне А, совершают хаотические
движения в пространстве бутылки и вскоре находят выход. Если читатель уже догадался, что
прожективный подход мы собираемся связывать с задачными ситуациями и наличием четких
проектов (планов, целей
) на уровне А, а непрожективный - с проблемными
ситуациями и отсутствием четких проектов на уровне А, при использовании хаоса
на уровне К и надцелей на уровне АА, он может на приведенном примере оценить
достоинства непрожективного подхода в проблемных ситуациях, и согласиться с возможной
пользой осознанного и грамотного применения иррациональности и спонтанности, о чем уже
говорилось выше, когда мы отмечали предсказуемость как недостаток (для ситуаций борьбы,
естественно) прожективно мыслящего управленца.
Узнать еще больше о тайм-менеджменте Вы сможете из книг Глеба Архангельского. Получить БЕСПЛАТНО!