«Экономность» стратегического действия
В европейском военном
искусстве, в частности у Клаузевица, в качестве одной из важнейших целей и одного из
самых желанных результатов борьбы мы находим уничтожение врага. Сунь-цзы
неоднократно подчеркивает прямо противоположный подход: «тот, кто преуспел в
военном деле, подчиняет чужие армии, не вступая в битву, захватывает чужие города, не
осаждая их, и разрушает чужие государства без продолжительного сражения... На войне
лучше сохранить страну противника без разрушений, разгромить ее это наихудший
поворот событий» [Сунь-цзы, гл. 3]. Поэтому знаменитый полководец Чжугэ Лян,
усмиряя мятеж юго-западных варварских племен под предводительством Мэнхо, несколько
раз отпускал его, когда он попадал в плен, несмотря на недовольство своих менее
дальновидных сподвижников. Он исходил из надцели «установить мир на южных
рубежах царства», а не из цели «уничтожить восставших», и поэтому ему
не нужен был уничтоженный Мэнхо, ему нужен был Мэнхо «перевоспитанный»,
решивший прекратить восстание и заключить мир, что Чжугэ Лян в конечном итоге и
получил. [Тарасов, с. 218]
Здесь мы видим ту же логику, что в айкидо: внимание уделяется не столько
планированию собственного действия, сколько пониманию действия противника и
использованию его в своих интересах (например, инерция движения противника
используется для того, чтобы заставить его потерять равновесие). Иначе говоря, противник
рассматривается не как объект для уничтожения, а как ресурс для решения
стратегической задачи (достижения надцели). То же самое происходит и при применении
ТРИЗ к любой задаче. Если обычный инженер в ответ на постановку задачи думает над тем,
«как это сделать», то тризовец - над тем, «как этого не
делать», как достигнуть ИКР, задействовав имеющиеся ресурсы. Этими
ресурсами, в частности, может быть и то, что до сих пор было или считалось вредным
фактором (ср. с использованием противника в качестве ресурса для борьбы с ним же).
Простой пример такого «айкидо» - решение в одной гостинице задачи о том, как
предотвратить воровство постояльцами красивых пепельниц. [trizland.com] Оно заключалось
в том, что на пепельницы нанесли символику гостиницы, ее адреса и телефоны, и таким
образом будучи уносимы постояльцами, пепельницы давали рекламный эффект,
несравнимый с их стоимостью. Здесь мы видим и переход от цели к надцели, и возникшую
благодаря этому возможность решения проблемы не просто экономного, но еще и давшего
дополнительные выгоды.
Узнать еще больше о тайм-менеджменте Вы сможете из книг Глеба Архангельского. Получить БЕСПЛАТНО!