«Китайский» и «европейский» подходы к
организации деятельности
Платонические истоки прожективного мышления
Основания, позволяющие
нам противопоставлять прожективный и непрожективный подходы к организации
деятельности, дает французский философ Франсуа Жюльен в работе «Трактат об
эффективности», несколько тезисов которой, важных для нас, мы вкратце изложим.
Жюльен указывает на философию Платона как причину «мышления,
устремленного к образцу», характерного для европейца. Привычная для европейца
последовательность действий: выстраивать идеальную форму (eidos), затем ставить
ее перед собой как цель (telos), и дальше действовать, стараясь осуществить эту цель.
Чем ближе наше действие подойдет к идеальной форме, тем больше у нас шансов на успех.
Именно этот подход мы назвали прожективным, по имени проекта как наиболее типичного
«образца» будущей деятельности.
В дальнейшей истории европейской мысли можно обратить внимание на несколько
попыток сочетать этот подход с тем очевидным фактом, что реальность, долженствующая
быть «подогнанной» под идеальный образец, в большинстве случаев является не
косной и неподвижной, но «живет и реагирует» (выражение фон Клаузевица).
Аристотель для снятия противоречия между теорией и практическим действием вводит
способность наилучшего практического действия, названную им
«рассудительностью» (phronesis), но точно определить ее сущность и методы ему
не удалось. Точно так же, как не удалось греческой мысли ответить на вопрос о природе
«хитрости» (metis), как искусства действия в непредсказуемых обстоятельствах,
а также искусства побеждать значительно превосходящие силы противника. Хитрость
воспевалась (вспомним «Одиссею»), но никто не смог построить теорию
хитрости, дать ее рецепты, отлить ее в ясную форму и возвести в образец.
Наиболее ярко ограниченность прожективного подхода проявилась в попытке фон
Клаузевица создать стройную теорию военного искусства. Войну, как наиболее
непредсказуемую и хаотичную деятельность, не удалось осмыслить в терминах целей и
проектов. Чтобы объяснить неминуемое расхождение между планом боевых действий и их
реальным течением, Клаузевицу пришлось ввести концепцию «трения»
(сопротивления обстоятельств при исполнении плана), что потребовало ссылок на искусство
стратега, наработанные опытом практические навыки, и т.п., фактически обесценивших все
попытки дать рецепты успешного стратегического действия.
Наконец, попытка подходить к деятельности с позиций «взгляда, устремленного к
образцу», сталкиваясь с «трением», сопротивлением обстоятельств,
порождает превознесение воли, целеустремленности, героизма. Социально одобряемым и
воспеваемым становится приложение значительных усилий, совершение поражающих
воображение действий (об этом мы еще скажем в разделе «Незаметность
эффективности»).
Подход, противоположный «платоническому», прожективному, видим у
китайцев. «Вместо того, чтобы выстраивать модель как образец для действия,
китайский мудрец, скорее, сосредоточивает свое внимание на привычном ходе вещей,
стараясь постичь их соразмерность и извлечь пользу из их саморазвития»
(Жюльен; курсив наш). Перечислим несколько существенных черт этого подхода, который
можно назвать непрожективным или стратагемным, в честь основной единицы организации
деятельности, соответствующей в китайской стратегии проекту. Сформулированными на
привычном европейцу научном языке обобщениями мыслей китайских стратегов, которые
позволили нам выделить эти важнейшие черты, мы обязаны Ф.Жюльену; ряд
дополнительных мыслей, а также все параллели с ТРИЗ, принадлежат нам.
Узнать еще больше о тайм-менеджменте Вы сможете из книг Глеба Архангельского. Получить БЕСПЛАТНО!