Кто следующий?
Описанный подход «самоценной организации» ставит под сомнение одно из
основных прав собственника: право определения судьбы организации, а вместе с ним
весь институт собственности по отношению к организациям. Этот подход станет базой
для развенчания третьего стереотипа: о том, что организация должна стремиться
существовать вечно. Если по отношению к организациям применяются аналогии живых
субъектов, то следующим шагом станет применение аналогии одушевленного (имеющего душу)
субъекта, а вместе с ней на организации будет перенесен весь духовный инструментарий жизни
и смерти человека с посюсторонним и потусторонним существованием. Однако, время этого
подхода наступит несколько позднее и станет предметом отдельной работы.
Итого
Какие выводы следуют из нашей охоты на стереотипы?
- Успешной может быть только ограниченная во времени деятельность.
- Для деятельности, ориентированной на бесконечное разворачивание, понятие
успешности применимо лишь в качестве вспомогательной, промежуточной
характеристики.
- Основной характеристикой такой деятельности является не успешность, а соответствие
промежуточных результатов определенному направлению. Иными словами лучше с
отставанием идти в правильном направлении, чем успешно двигаться в неправильном (т.е.
успешно заблуждаться). Как говорил А.Линкольн: «Я иду медленно, зато
никогда не двигаюсь назад».
- Понятие «долгосрочный успех» столь же абсурдно, сколь и «жареный
лед». С точки зрения вечности любые конечные промежутки времени бесконечно малы.
Это попытка грамматически соединить несоединимые по смыслу понятия.
- Такие экономические понятия как «прибыль», «объемы продаж»
лежат в том же категориальном ряду, что и «успех», поскольку они определены с
точностью до конкретного периода. Поэтому ориентация на «объемы продаж»,
«прибыль», в том числе и «долгосрочные», могут характеризовать
успешность деятельности организации, но совсем не обеспечивают долгосрочного
(неограниченного во времени, бесконечного) существования организации.
- Для вечного существования организации необходимо, чтобы ее собственник хотел
чего-то недостижимого, стремился к какому-то, не удовлетворяющему SMART-требованиям
идеалу. Иными словами, собственник, который правильно хочет, обеспечивает своей
организации одно из важнейших условий вечного существования. И кроме собственника, этого
сделать не может никто в организации.
- Для организации, устремленной в бесконечность, средством к вечному существованию
является не успех, не адаптация к изменяющимся условиям, а развитие. Причем
развитие предполагает наличие перспективной идеи, реализуемой собственником.
- Развитие носит пошаговый характер. Понятие успешности применимо для
характеристики отдельных шагов развития.
- По-видимому, организации смертны. Их стремление существовать вечно сродни
человеческой несбыточной мечте. Но об этом они пока не знают.
Виталий Королев.
Санкт-Петербург, 23.01.01.
Узнать еще больше о тайм-менеджменте Вы сможете из книг Глеба Архангельского. Получить БЕСПЛАТНО!