Второй стереотип: глава организации
Поскольку из предыдущего рассуждения ясно, что исходные идеи, оправдывающие
существование организации, берутся из головы собственника, то именно он, а не менеджер
является истинной главой организации, несмотря на то, что учебники менеджмента
утверждают обратное. Это второй стереотип, требующий своего развенчания.
Учебники менеджмента учат менеджеров, а не собственников.
Менеджеров учат управлению «внутренней средой», на которую
распространяется их контроль, и влиянию на внешнюю среду, на которую контроль
менеджеров не распространяется. Существует даже кадровый менеджмент как отдельная
дисциплина. Но почему-то не существует «акционерного» менеджмента,
предметом которого стало бы позиционирование собственников (акционеров, партнеров) по
отношению к организации, исследование сути отношений менеджмента и владельцев, обучение
менеджеров работе с владельцами.
Кто ответит на вопрос: собственники относятся к организации или к внешней среде? Или
сидят на ее границе, как черти на игле? Какая дисциплина научит менеджера правильной работе
с собственником? Что это за работа? Управление? Ха-ха! Влияние, как на неконтролируемую
внешнюю среду? Отчасти. Но с внешней средой менеджер не заключает контракта, а с
собственником заключает. Значит, определяет как-то условия взаимодействия! Что по
своей сути означают «агентские отношения» владельцев и менеджеров, о которых
говорит теория?
И уж совсем никто не занимается «акционерным» менеджментом с позиции
ответа на вопрос о том, как приличные акционеры (собственники) должны вести себя по
отношению к своей организации в части выполнения ими менеджерских, а не
инвесторских ролей. Сейчас никто не станет отрицать, что субъектом управления организацией
является не только менеджер, но и собственник (или акционеры через представительство в
совете директоров). Субъектом управления является «управляющая подсистема»,
составленная из диполя собственник-менеджер. Функции управления делятся на
«высшие», выполняемые владельцами, и «исполнительные»,
выполняемые менеджментом, но подсистема-то одна! Значит, частям этой подсистемы
требуется знание о нормах деятельности друг друга, чтобы было понятно, что им друг
от друга ожидать и требовать.
Исследование истоков этого стереотипа представляет предмет отдельной работы. Здесь же
намечу только гипотезу, объясняющую возникновение и распространенность этого
стереотипа.
А он-то откуда взялся?
Гипотеза. Теория менеджмента зарождалась в условиях, когда владелец бизнеса
одновременно являлся управляющим организаций, осуществлявших соответствующую
деятельность. Функции менеджера и собственника не различались, благополучно сосуществуя в
верхнем прямоугольничке схем организационных структур. В последствии сконцентрированная
собственность на бизнес размывалась как в процессе передачи ее по наследству
многочисленным наследникам, так и иными путями. В результате организация, имеющая
собственника, превращалась в корпорацию. Кроме того, корпорации возникали и из партнерств,
и сразу в качестве корпорации. Коропорации заняли ведущее положение в экономике, поэтому
научный менеджмент сконцентрировался на изучении управления корпорациями. В
корпорациях отсутствовал собственник ( в нашем понимании слова) и постепенно
пропадала роль собственника как источника исходной идеи зарождения организации. Развитие
фондового рынка позволило свести интересы и цели владельцев (акционеров) корпорации к
различным инвесторским моделям, т.е. к получению определенного дохода на ценные
бумаги в заданном диапазоне риска. В результате акционерам и их представителям вменили
парадигму мышления в категориях фондового рынка и управления портфелем активов, а не в
категориях управления организацией. При этом все смыслообразующие (исходные для
организации) вопросы реально перекочевали в область компетенции высшего
менеджмента. (Кстати, именно поэтому я считаю неправильным ход размышления
«от корпорации к фирме, имеющей собственника».)
Групповой интерес менеджмента состоит в неопределенно долгом, и как
можно более длительном существовании организации (как и самой группы менеджеров),
поэтому принцип «продолжающейся деятельности организации» стал основным и
для финансового менеджмента. Стремление к неопределенной длительности не
следует путать с устремлением в вечность, т.е. к бесконечно долгому
существованию. Внешняя похожесть устремлений (отсутствие ясного финала) заставляет
менеджеров стремиться не только к успеху, но и к выживанию организаций,
что делает их внешне похожими на устремления «приличного собственника».
Однако, эта похожесть обманчива.
В результате такой «рокировки ролей», акционеры становятся
заинтересованными в относительно краткосрочных успехах, а менеджеры в
относительно долгосрочной живучести организации. При этом ни те, ни другие не
являются носителями собственной человеческой миссии, которую они собираются
реализовывать посредством этой организации в течение своей жизни, и передавать своим
потомкам по наследству, что было характерно для «приличного собственника».
Акционерам корпораций (по преимуществу мелким) становится бессмысленно передавать по
наследству свои пакеты как символ своей миссии, а менеджеры не являются собственниками
своих должностей.
Чтобы снять проблемы самоопределения с акционеров и менеджеров, в менеджерской науке
появилось учение о «миссии организации» как основе ее долгосрочной
живучести, и о порожденных миссией «стратегических целях»
организации. Организация стала мыслиться не как объект, не как средство, а как
самостоятельный субъект, существование которого самоценно, как человеческая жизнь.
Принцип «я тебя породил, я тебя и убъю» превратился в табу. Дальше нетрудно
объяснить почему появились теории «самообучающихся организаций», основанные
не на механистическом, а на биологическом подходе к сути организации.
Итак, самоопределяться было предложено самой организации по следующей схеме:
менеджеры формулируют альтернативы и предлагают рекомендуемый вариант, а представители
акционеров в совете директоров одобряют или отвергают выбор. В результате недооценки
управленческой роли собственника мы получили в полный рост так называемую
«агентскую проблему», связанную с конфликтом интересов акционеров и
менеджеров, проистекающую от утери исходного смысла существования организации.
Опять же требует отдельного изучения вопрос о том, каким образом агентская проблема
будет трансформироваться в случае приобретения организации собственником. По-видимому,
ее акцент переместится на различение функций владения и управления (контроля и управления)
в голове самого собственника, что не всегда полезно для здоровья его и окружающих.
Узнать еще больше о тайм-менеджменте Вы сможете из книг Глеба Архангельского. Получить БЕСПЛАТНО!