О сайте    О компании    Тренинги    Работа 2.0    Все статьи    ТМ-книга    Поиск    Контакты   

+7 (495) 162 58 90     


События

Ближайшие открытые семинары:


22-23 октября 2020 г.,
Мастер-класс Глеба Архангельского «Эффективный бизнесмен»
Получите программу и специальную цену: www.tminvest.ru


Афиша встреч Лиги «Время» в мае 2020 г.

Информация

Департамент информатизации ОАО РАО «ЕЭС России» благодарит компанию «Организация Времени» за успешно осуществленный проект внедрения тайм-менеджмента на базе Microsoft Outlook. Сотрудники и руководство Департамента отмечают более эффективное использование рабочего времени, за счет применения контекстного планирования... Прочитать...>>

Публикации

21.04.08 Погорелов Юрий. Хроники хронометража
Выявленные недостатки использования времени являются повсеместными, и люди их в большинстве случаев не стремятся замечать.
 

Полезно


Хотите найти быстро?
 Если Вы хотите быстро найти необходимый вам материал, то система поиска по ключевым словам для вас. Система поиска снабжена инструкцией для более эффективной работы.
Поиск по сайту...>>



Второй стереотип: глава организации

Поскольку из предыдущего рассуждения ясно, что исходные идеи, оправдывающие существование организации, берутся из головы собственника, то именно он, а не менеджер является истинной главой организации, несмотря на то, что учебники менеджмента утверждают обратное. Это второй стереотип, требующий своего развенчания.

Учебники менеджмента учат менеджеров, а не собственников.

Менеджеров учат управлению «внутренней средой», на которую распространяется их контроль, и влиянию на внешнюю среду, на которую контроль менеджеров не распространяется. Существует даже кадровый менеджмент как отдельная дисциплина. Но почему-то не существует «акционерного» менеджмента, предметом которого стало бы позиционирование собственников (акционеров, партнеров) по отношению к организации, исследование сути отношений менеджмента и владельцев, обучение менеджеров работе с владельцами.

Кто ответит на вопрос: собственники относятся к организации или к внешней среде? Или сидят на ее границе, как черти на игле? Какая дисциплина научит менеджера правильной работе с собственником? Что это за работа? Управление? Ха-ха! Влияние, как на неконтролируемую внешнюю среду? Отчасти. Но с внешней средой менеджер не заключает контракта, а с собственником – заключает. Значит, определяет как-то условия взаимодействия! Что по своей сути означают «агентские отношения» владельцев и менеджеров, о которых говорит теория?

И уж совсем никто не занимается «акционерным» менеджментом с позиции ответа на вопрос о том, как приличные акционеры (собственники) должны вести себя по отношению к своей организации в части выполнения ими менеджерских, а не инвесторских ролей. Сейчас никто не станет отрицать, что субъектом управления организацией является не только менеджер, но и собственник (или акционеры через представительство в совете директоров). Субъектом управления является «управляющая подсистема», составленная из диполя собственник-менеджер. Функции управления делятся на «высшие», выполняемые владельцами, и «исполнительные», выполняемые менеджментом, но подсистема-то одна! Значит, частям этой подсистемы требуется знание о нормах деятельности друг друга, чтобы было понятно, что им друг от друга ожидать и требовать.

Исследование истоков этого стереотипа представляет предмет отдельной работы. Здесь же намечу только гипотезу, объясняющую возникновение и распространенность этого стереотипа.

А он-то откуда взялся?

Гипотеза. Теория менеджмента зарождалась в условиях, когда владелец бизнеса одновременно являлся управляющим организаций, осуществлявших соответствующую деятельность. Функции менеджера и собственника не различались, благополучно сосуществуя в верхнем прямоугольничке схем организационных структур. В последствии сконцентрированная собственность на бизнес размывалась как в процессе передачи ее по наследству многочисленным наследникам, так и иными путями. В результате организация, имеющая собственника, превращалась в корпорацию. Кроме того, корпорации возникали и из партнерств, и сразу в качестве корпорации. Коропорации заняли ведущее положение в экономике, поэтому научный менеджмент сконцентрировался на изучении управления корпорациями. В корпорациях отсутствовал собственник ( в нашем понимании слова) и постепенно пропадала роль собственника как источника исходной идеи зарождения организации. Развитие фондового рынка позволило свести интересы и цели владельцев (акционеров) корпорации к различным инвесторским моделям, т.е. к получению определенного дохода на ценные бумаги в заданном диапазоне риска. В результате акционерам и их представителям вменили парадигму мышления в категориях фондового рынка и управления портфелем активов, а не в категориях управления организацией. При этом все смыслообразующие (исходные для организации) вопросы реально перекочевали в область компетенции высшего менеджмента. (Кстати, именно поэтому я считаю неправильным ход размышления «от корпорации к фирме, имеющей собственника».)

Групповой интерес менеджмента состоит в неопределенно долгом, и как можно более длительном существовании организации (как и самой группы менеджеров), поэтому принцип «продолжающейся деятельности организации» стал основным и для финансового менеджмента. Стремление к неопределенной длительности не следует путать с устремлением в вечность, т.е. к бесконечно долгому существованию. Внешняя похожесть устремлений (отсутствие ясного финала) заставляет менеджеров стремиться не только к успеху, но и к выживанию организаций, что делает их внешне похожими на устремления «приличного собственника». Однако, эта похожесть обманчива.

В результате такой «рокировки ролей», акционеры становятся заинтересованными в относительно краткосрочных успехах, а менеджеры – в относительно долгосрочной живучести организации. При этом ни те, ни другие не являются носителями собственной человеческой миссии, которую они собираются реализовывать посредством этой организации в течение своей жизни, и передавать своим потомкам по наследству, что было характерно для «приличного собственника». Акционерам корпораций (по преимуществу мелким) становится бессмысленно передавать по наследству свои пакеты как символ своей миссии, а менеджеры не являются собственниками своих должностей.

Чтобы снять проблемы самоопределения с акционеров и менеджеров, в менеджерской науке появилось учение о «миссии организации» как основе ее долгосрочной живучести, и о порожденных миссией «стратегических целях» организации. Организация стала мыслиться не как объект, не как средство, а как самостоятельный субъект, существование которого самоценно, как человеческая жизнь. Принцип «я тебя породил, я тебя и убъю» превратился в табу. Дальше нетрудно объяснить почему появились теории «самообучающихся организаций», основанные не на механистическом, а на биологическом подходе к сути организации.

Итак, самоопределяться было предложено самой организации по следующей схеме: менеджеры формулируют альтернативы и предлагают рекомендуемый вариант, а представители акционеров в совете директоров одобряют или отвергают выбор. В результате недооценки управленческой роли собственника мы получили в полный рост так называемую «агентскую проблему», связанную с конфликтом интересов акционеров и менеджеров, проистекающую от утери исходного смысла существования организации.

Опять же требует отдельного изучения вопрос о том, каким образом агентская проблема будет трансформироваться в случае приобретения организации собственником. По-видимому, ее акцент переместится на различение функций владения и управления (контроля и управления) в голове самого собственника, что не всегда полезно для здоровья его и окружающих.

<<..НазадДальше..>>

Узнать еще больше о тайм-менеджменте Вы сможете из книг Глеба Архангельского. Получить БЕСПЛАТНО!


Rambler's Top100

О сайте О компании Школа Работа 2.0 Все статьи Карта Поиск Контакты

© 2000 - 2012 Архангельский Г.А.

Правовая информация