Вопросы собственника: зачем мне организация?
Зачем?
Первый вопрос связан со словом «зачем». Средством
достижения какой моей (как собственника) цели (или реализации
иной идеи) является создаваемая организация?
Здесь важно отметить стремление к реализации идеи (цели или иного идеального
представления), иначе собственник не предпринимал бы организационных действий, а только
«думал бы эту мысль» или мечтал.
Реализация может пониматься двояко:
- Как процесс реализовывания идеи, служения какой-то
миссии. Этот процесс может быть не ограничен во времени. Чем выше идея,
чем значительнее миссия, тем менее она достижима в рамках человеческой жизни, тем на более
долгий срок она определяет характер деятельности. Примером миссии подобного рода может
быть стремление к решению какой-то настоящей проблемы, причем под настоящей
проблемой понимается то, что не имеет окончательного решения (по К.Попперу). Здесь идея
понимается не как некая достижимая цель, а как некий недостижимый
ориентир, «Северная Полярная звезда», например.
- Как результат действий, направленных на перевод идеи из сферы идеального
(цель) в сферу реального. Под результатом понимается факт достижения цели
как некоего определенного измеримого запланированного состояния
к определенному моменту времени (это следует из SMART-требований к
формулировке цели). Именно этот факт и называется успехом - от слова
«успеть». Неуспешного результата не бывает, как не бывает осетрины второй
свежести. «Неуспешными» могут быть только последствия, когда «хотели как
лучше, а получилось, как всегда».
Из вышесказанного видно, что двояко может пониматься и само понятие реализуемой
идеи:
- как недостижимой (миссия),
- так и достижимой (цель).
Какой же из этих смыслов выберет собственник?
На основе чего он будет определять свою идею, как самоценную,
достойную реализации?
К анализу этих вопросов мы вернемся позже.
Собственность
Второй вопрос, связан со словом «мне». Для чего я хочу
иметь именно права собственности на эту организацию?
Под правом собственности понимается не только традиционная триада (владение,
пользование, распоряжение). Существует еще и четвертое, обычно забываемое, но, на мой
взгляд, самое важное право: право ликвидации объекта собственности, т.е. право
решения судьбы организации, ответа на вопрос «быть ей или не
быть?». По отношению к объектам собственности, в т.ч. организациям, действует
принцип «я тебя породил, я тебя и убью».
Кроме того, обращаю внимание на неограниченность во времени этого
права, его устремленность в вечность.
Этот вопрос можно переформулировать так: «Зачем мне как собственнику нести до
конца своей жизни бремя собственности, связанное с этой организацией, и передавать
это бремя по наследству?»
Организация.
Третий вопрос связан со словом
«организация». Безбрежность этого понятия не вместится в тесные рамки тезисов.
Поэтому ограничимся замечанием о том, что для собственника организация является не
самоцелью, а неким средством, подлежащим замене в случае невозможности
реализации с помощью этого средства исходной самоценной идеи.
Точно не цель.
В борьбе с главным стереотипом можно мимоходом похоронить даже без гроба еще один
стереотип, бытующий среди многих менеджеров и предпринимателей, но, слава Богу, не
распространяемый учебниками. Это стереотип о прибыли как цели деятельности.
Формулировки цели типа «хочу заработать побольше денег (прибыли)» не
принимаются, поскольку деньги (прибыль) также являются лишь средством
(источником средств) для приобретения чего-то. Вопрос не в том, как заработать, а в том, на что
потратить (во что вложить). Кроме того, рост доходности обычно связан с ростом риска как
цены, которую приходится платить за получение такого средства, как прибыль. Можно ли таком
случае стремление к прибыли формулировать как стремление к
риску?
Думаю, что этих соображений достаточно, чтобы больше не вспоминать о прибыли как об
«основной цели деятельности коммерческой организации», как по недомыслию
записано в ГК РФ.
Узнать еще больше о тайм-менеджменте Вы сможете из книг Глеба Архангельского. Получить БЕСПЛАТНО!